В одной из предыдущих статей ("Услуга по комплектованию: есть ли от неё польза?") мы пришли к выводу, что подбор мебели дизайнером может сэкономить массу времени, сил, и даже денег, но, тем не менее, не является жизненно необходимой услугой в условиях, когда проект интерьера выполнен на совесть (подробности читайте в статье по ссылке выше).
Если вы решили привлечь дизайнера к поиску предметов интерьера в продаже, то внимательно отнеситесь к условиям и порядку оказания этой услуги: от этого зависит то, раскроется ли её польза в полном объёме, или она станет пустой тратой денег и принесёт разочарование.
Ограничение выбора
Когда мы ищем в продаже предметы интерьера для своей собственной квартиры, мы можем посетить с десяток строительных гипермаркетов, монобрендовых магазинов, строительных рынков и т.п. Мы без проблем позволяем себе потратить дни, недели, даже месяцы, выбирая какой-нибудь пуфик или держатель для мыла.
Дизайнер не может позволить себе такую роскошь: он связан обязательствами по срокам, и вряд ли заказчика успокоят доводы о том, что в поисках подходящего ковра он поехал сегодня уже в 5-й по счёту магазин. Поэтому специалисты не могут превращать работу в бесконечные поиски и обойтись без того, чтобы очертить свою работу какими-то рамками.
Критерии для ограничений могут быть разными и комбинироваться друг с другом, предложу только самые популярные:
- только из ассортимента определённых производителей;
- только в определённой ценовой категории;
- лимит на количество вносимых в подборку исправлений (либо повторный подбор за доплату);
- оплата за выезд в магазин;
- обязательство заказчика приобрести определённый объём именно из подборки дизайнера.
Будучи руководителем дизайн-студии интерьеров, я хорошо понимаю мотивы возникновения таких ограничений и какой именно печальный опыт может стоять за каждым из них, поэтому считаю их наличие уместным и справедливым.
Преимущество таких "лимитов" - в их многообразии: вы всегда можете выбрать того специалиста, который осуществляет комплектование на тех условиях, которые подходят именно вам.
В своей практике, например, мы не ограничиваем заказчиков минимальным бюджетом или определённым перечнем производителей, а производим подбор любых изделий, которые представлены в интернете. За выезды в магазины мы предусматриваем оплату. То есть применяем комбинированный тип ограничений.
Скидки, скидки, скидки...
Дизайнеры, как правило, стремятся стимулировать заказчика к покупкам в своих партнёрских магазинах, которые выплачивают им комиссионные.
С одной стороны, специалист уже знаком с ассортиментом и качеством продукции этого магазина, что даёт ему возможность смело давать свою рекомендацию (опытный дизайнер не станет работать с плохим производителем).
С другой же стороны, делясь своим вознаграждением с заказчиком (предоставляя скидку в магазине), они обеспечивают своим клиентам более выгодные цены, а себе - дополнительную выручку по проекту.
Такой подход тоже выглядит вполне справедливым, и мы в своей студии поступаем именно так:
вот наименование, вот артикул, вот в этом магазине можете купить с такой-то скидкой.
Дальше заказчик сам решает, брать в указанном дизайнером месте, или самому поискать где-то в другом.
На каком этапе надо приступать к комлектованию
Очень многие дизайнеры предпочитают не откладывать комплектование (подбор мебели и аксессуаров по проекту) на потом, а сразу передавать заказчику материалы проекта с указанием артикулов всех без исключения изделий, а не только необходимых для производства работ. Это понятно: договор выполнили, проект закрыли, "с плеч долой - из сердца вон".
Заказчикам такой порядок тоже нравится: можно сразу точно посчитать весь бюджет ремонта и меблировки. Выполненные в таком ключе проекты представляются наиболее полными и "качественными". Но насколько справедлив такой подход? Остановлюсь на этом подробнее.
3 аргумента в пользу того, чтобы не торопиться с подбором:
- Ассортимент мебели, отделок и пр. начинки интерьеров не выбит в камне навечно. Производители регулярно обновляют модельный ряд, снимая с производства одни модели и вводя в товарную линейку другие. Стройка длится долго, и поставки мебели и пр. на объект производятся не сразу, а только когда работы подходят к соответствующему этапу. Поэтому, например, диван, надо будет покупать уже где-нибудь через полгода после утверждения проекта интерьера: срок достаточный для того, чтобы модель оказалась снятой с производства.
По закону подлости, обновление ассортимента происходит у производителей в самые неподходящие моменты: именно тогда, когда вы решились на покупку. С каждой такой предсказуемой неожиданностью бюджет комплектования всё меньше соответствует тому, который был ранее досконально посчитан. Возникает вопрос: был ли в нём смысл для заказчика? - Когда работа дизайнера над проектом завершена, у него, скорее всего, уже нет никаких формальных обязательств пересматривать ведомости и спецификации в связи с утратой актуальности отдельных их положений: ведь он полностью и добросовестно выполнил свою работу, и когда сдавал её - все изделия были доступны для покупки. Так что само согласие помочь в этом вопросе, равно как объём и качество такой работы - остаётся на совести специалиста и никак не закрепляется формально.
Можно, конечно, повторно оплатить работу по подбору, но тогда мы снова сталкиваемся с изменением ожидаемого бюджета проекта. - Технологически правильный порядок комплектования предполагает уточнение цвета изделий при покупке (взять пробники, сделать выкрасы, посмотреть, как всё смотрится в конкретном интерьере и т.п). Не исключено, что после "примерки" потребуется поменять не только название цвета изделия, но и принципиально изменить модель/артикул.
Опыт показывает: комплектование следует осуществлять как можно ближе к срокам фактической покупки предметов
Да, это может показаться неудобным как для дизайнеров, так и для заказчиков, но это неудобство - только кажущееся, поскольку:
- как объяснил выше, преждевременно составленные ведомости всё равно не позволят достоверно рассчитать окончательный бюджет: в него практически гарантировано будут вноситься корректировки;
- при подборе дизайнер ориентируется на бюджет, поэтому когда бы не производилась эта работа, она будет учитывать ценовые параметры, озвученные заказчиком;
- перед покупкой можно "примерить" изделия (сделать пробники краски, приложить плитку, учесть освещённость объекта и общее созвучие цветов);
- дизайнеру не придётся переделывать работу повторно из-за того, что ранее подобранные изделия на момент покупки были сняты с производства.
Выводы
- Перед заказом услуги по комплектованию важно уточнить, какие ограничения существуют, и в каком порядке услуга оказывается;
- Не стесняйтесь спрашивать дизайнера, о скидках: если он что-то предлагает из ассортимента партнёрского магазина, то ему самому будет выгодно, чтобы вы произвели покупку именно там;
- Не соблазняйтесь преждевременно подготовленными ведомостями и сметами, подбирайте изделия как можно ближе к их покупке.
Поделитесь своими соображениями:
- Заказывали ли вы когда-нибудь подбор мебели у специалиста? Удалось ли сэкономить на скидках, и насколько значительна была эта экономия?
- Случалось ли сталкиваться с тем, что предмет уже оказывался снят с производства? Как действовал при этом дизайнер?
- Какие другие темы вы бы хотели увидеть на этом канале?