Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Атаки на нефтяные объекты совершены из Ирака, а помогли разведструктуры в Саудовской Аравии?

Удары с помощью беспилотников, скорее всего, нанесены проиранскими боевиками, открыто действующими в Ираке. Для западных наблюдателей становится все более очевидным, что нападения на нефтяное месторождение Хурайс (Khurais) и нефтеперерабатывающий центр Абкайк (Abgqaiq) в Саудовской Аравии были совершены хуситами с юга Ирака, а не из Йемена. Это было ясно сказано госсекретарем Майком Помпео, который сказал: – «Нет никаких доказательств, что нападения были совершены из Йемена».

В то время как Помпео возложил вину прямо на Иран, он не сказал, откуда произошли нападения. Тем временем ВВС Саудовской Аравии нанесли ответные удары по военным объектам хуситов в Йемене. Яхья Сарье, военный представитель сил хуситов в Йемене, выступая на спутниковом новостном канале Аль-Масира в коротком телевизионном обращении, утверждал, что хуситы запустили 10 беспилотных летательных аппаратов-смертников с боезарядами, а помогли им в нацеливании на саудовские нефтяные объекты люди из «разведывательных» структур в Саудовской Аравии.

Но источники в Ираке и Вашингтоне говорят, что атаки были начаты из Ирака, скорее всего, от проиранских ополченцев, действующих в открытую и управляемых иранскими силами Аль-Кудс (Революционная гвардия), возглавляемыми генерал-майором Касемом Солеймани. Именно эта сила недавно предприняла попытку начать атаку роя беспилотников на Израиль. Вполне возможно, что Солеймани опасался какой-то сделки, возникшей между иранским правительством и Соединенными Штатами, и предпринял эту атаку в качестве упреждающего удара. Но нивелирует этот тезис тот факт, что подготовка к этому удару заняла некоторое время и потребовала перемещения большого количества техники из Ирана в Ирак, а также тщательной разведки саудовских целей. Это противоречит теории вытеснения.

Но как бы то ни было, у иракских наблюдателей нет особых сомнений. Ведущим иракским аналитиком, базирующимся в США, является Энтифад Канбар, президент и основатель Фонда будущего. Ранее он занимал должность заместителя военного атташе Ирака и пресс-секретаря и советника заместителя премьер-министра Ирака. Он внимательно следит за развитием событий в своей родной стране и имеет много единомышленников, снабжающих его информацией, которая не раз оказывалась точной. Его информация о нападении, исходящем из Ирака, подкреплена предшествующей историей и четким заявлением Помпео.

Как стало известно Канбару, эта атака была не первым случаем, когда Иран использует Ирак для нанесения удара по саудовским нефтяным объектам. По меньшей мере, одно крупное предыдущее нападение было совершено иракскими ополченцами и иранцами с иракской территории. В июне прошлого года The Wall Street Journal опубликовал важный доклад, основанный на выводах, сделанных американскими чиновниками, о том, что 14 мая беспилотный удар по нефтяной промышленности Саудовской Аравии произошел с юга Ирака. Согласно изданию, когда Соединенные Штаты стали требовать доказательств, иракские должностные лица запросили дополнительную информацию и заявили, что нет никаких убедительных доказательств того, что нападения были совершены с их территории.

В Ираке есть ряд шиитских формирований под руководством Ирана, которые получили беспилотники из Ирана. Бывшие высокопоставленные иракские чиновники в Вашингтоне, которые являются противниками нынешнего иракского правительства, которое они считают скомпрометированным Ираном, считают вероятным виновником Харакат Хезболла аль-Нуджаба (движение партии «Божьей знати»). Хезболла аль-Нуджаба активно участвовала в боевых действиях в Сирии и получила от Ирана и эксплуатировала беспилотник под названием Yasir UAV, базирующийся на американском Boeing-Insitu ScanEagle.

Иран, по-видимому, захватил несколько беспилотных летательных аппаратов ScanEagle и клонировал их, а также изменил их с моделей наблюдения на беспилотники-самоубийцы. Этот беспилотник имеет способность держаться в воздухе (в зависимости от модели) от 8 до 20 часов, что делает его более чем способным летать из южного Ирака на саудовские нефтяные объекты. «Беспилотник может использоваться для поражения воздушных и наземных целей и может выполнять атаку, когда он идентифицирует подозрительную цель», – сказал в 2015-м году командующий Сухопутными войсками иранской армии бригадный генерал Ахмад Реза Пурдастан.

Но иракские наблюдатели говорят, что в атаке на Абкайк были задействованы три беспилотника и три крылатые ракеты. Крылатая ракета, как полагают, является «Кудс-1» (Quds-1). Версия Кудс-1, использующая небольшой реактивный двигатель (модель PBS TJ100) производства Чешской Республики, производится в Иране для хуситов. Ничего конкретного не известно о дальности действия Кудс-1, но эксперты говорят, что это версия иранской крылатой ракеты «Сумар». Несмотря на свой 43-фунтовый чешский турбинный двигатель, Кудс-1, вероятно, несет меньшую полезную нагрузку, чем Сумар, которая могла иметь российский или китайский двигатель (говорят, что Сумар напоминает российскую крылатую ракету Kh55SM). Иран, скорее всего, заменил более мощные двигатели своих Кудс-1 на менее мощную систему для хуситов, прежде всего, чтобы не привлекать российских или китайских поставщиков, поскольку иранская версия имеет очень большую дальность (2000 км и более) и большую боеголовку.

Ранее хуситы обстреляли из Кудс-1 Международный аэропорт Абха в Асире, который расположен недалеко от Йемена у Красного моря. По словам военного представителя Хуситов, ракета Кудс-1 нацелилась на центр военных операций и места базирования военных самолетов в аэропорту. В результате этого нападения был ранен ряд гражданских лиц, в том числе один человек с индийским паспортом. Информации о повреждениях военных самолетов или военных соединений на аэродроме нет.

Если иракские отчеты точны, то другие ракеты или беспилотники, или и то, и другое были нацелены на объекты нефтяного месторождения Хурайс. Представитель хуситов сказал, что было 10 беспилотников, но не упомянул крылатые ракеты. У хуситов есть различные беспилотники, поставляемые Ираном, которые повторно маркируются хуситами. Если при атаках на нефтяные объекты не использовался вооруженный беспилотник «Ясир», который достаточно мал, то вполне вероятно, что применялись беспилотники хуситских моделей иранского производства «Абабиль 2/Т» (Ababil 2/Т), которые хуситы назвали «Касеф-2К» (Qasef-2К).

Более ранняя версия, «Касеф-1» (Qasef-1), была тщательно изучена западными техническими специалистами, включая экспертов из Организации Объединенных Наций. Боеголовка представляет собой осколочно-фугасный тип, начиненный шарикоподшипниками для нанесения максимального урона. Эти беспилотники, классифицируемые как «барражирующие боеприпасы», питаются либо от немецкого (3W110i B2), либо от китайского (двухцилиндровая бензиновая модель DLE-111 производства китайской компании Mile HaoXiang Technology Co. Ооо.) двухцилиндрового двигателя и могут летать не менее шести часов. В докладе Совета Безопасности ООН дальность полета беспилотника Касеф, который именуется как БПЛА-X, составляет от 1200 до 1500 км.

Почему возможен обман? В интересах Ирана было бы сделать так, чтобы атаки на саудовские нефтяные объекты выглядели так, как будто они были начаты хуситами. Хуситы были рады взять на себя ответственность за нападение, которое, возможно, уничтожило половину ежедневной добычи нефти Саудовской Аравии. В большинстве сообщений говорится, что разрушение саудовских объектов сократило поставки нефти на пять миллионов баррелей в день. Добыча нефти в Саудовской Аравии снизилась в 2019-м году до менее. чем 10 миллионов баррелей в день. Потеря Абкайк, который удаляет примеси из саудовской нефти перед отправкой из Королевства, может означать, что потери в производстве могут быть еще больше. Цены на нефть уже растут вверх.

Предыдущая атака, начатая с территории Ирака, была направлена на то, чтобы избежать средств ПВО Саудовской Аравии и США, в частности зенитно-ракетного комплекса Patriot (MIM-104). Предыдущие атаки беспилотников хуситов были направлены на нейтрализацию системы Patriot путем уничтожения ее радаров наблюдения и наведения. В этой последней атаке, однако, кажется, главная идея состояла в том, чтобы полностью избежать системы Patriot, атакуя с севера, где эта система не смотрит. Чтобы сделать проблему еще более сложной для саудовцев, защищающих свои нефтяные объекты, атака показала сценарий «роя» (несколько БПЛА), смешанный с крылатыми ракетами, что означает, что атака будет происходить с разных операционных высот, чтобы запутать саудовские и американские радары.

Еще одной особенностью схемы было избегать глушителей. Все чаще глушители используются в качестве стратегии противодействия дронам. Для работы глушителей цель должна быть идентифицирована, как правило, радаром, и глушитель активируется на частотах, используемых дронами или крылатыми ракетами. Дроны, использованные в атаке, находились далеко от своих центров управления и, вероятно, летали автономно без канала передачи данных, запрограммированного с координатами атаки. Таким образом, единственной целью помех было бы попытаться отключить GPS дрона или отправить ложные координаты в GPS. Неизвестно, располагались ли какие-либо глушители для осуществления этой тактики. В любом случае, глушители, вероятно, ограничены и не могут быть успешными в случае роя атакующих дронов и ракет.

Возможно, использовались и другие тактики, в том числе полет на предельно малой высоте, когда беспилотники приближались к своим целям, чтобы избежать обнаружения радарами. Нет никаких доказательств того, что система Patriot была активирована, и нет никакой информации о том, что была использована помеха, предполагающая, что атака, которая поразила объекты между 3 и 4 часами утра по местному времени, не была обнаружена радаром или каким-либо другим датчиком. Фотография разбившейся и взорвавшейся крылатой ракеты "Кудс-1", предположительно атаковавшей саудовские объекты, распространяется в Twitter. На фото почти наверняка Кудс-1 (судя по конфигурации ласт). Происхождение фотографии не сообщается.

Иран отрицает какую-либо ответственность за нападение на нефтяные объекты Саудовской Аравии, несомненно, чтобы попытаться избежать ответного удара, который выбил бы критические иранские нефтяные объекты. Любая успешная атака на иранские нефтяные терминалы и другие объекты приведет к решительному краху нынешнего режима, у которого закончится твердая валюта и который немедленно пострадает от фатальной инфляции или краха национальной валюты. Но, тем не менее, как сказал госсекретарь Помпео: – «Тегеран стоит за почти сотней атак на Саудовскую Аравию, в то время как Роухани и Зариф претендуют на участие в дипломатии. На фоне всех призывов к деэскалации Иран сейчас начал беспрецедентную атаку на мировые энергоснабжение».