Найти в Дзене
Электричкинг 2

Какие существуют виды тарификации проезда в пригородных поездах

В этом материале будет рассмотрены основные виды тарификации в регионах, которые используются для расчёта стоимости проезда в пригородных поездах с пассажирами.

Речь здесь пойдёт не о том, как регионы вычисляют (или указывают от балды с учётом каких-либо рекомендаций сверху) стоимость проезда, которую они считают оптимальной для оплаты пассажирами. При этом, следует отметить, что в некоторых регионах применяется несколько видов тарификации (и, как правило, применяется разная стоимость) - в зависимости от конкретного перевозчика, участка обслуживания, подвижного состава и тому подобное.

Билет на Ласточку.
Билет на Ласточку.

Собственно, основные виды тарификации регионы могут применять следующие:

  • Зонный (по 10-километровым зонам) - данный вид тарификации подразумевает, что все остановки, расположенные в регионе, имеют свои тарифные зоны, и стоимость проезда от точки А до точки Б рассчитывается как разница между тарифными зонами на этих точках, помноженная на стоимость десятикилометровой зоны (например, точка А находится в третьей тарифной зоне, Б - в седьмой, стоимость проезда - 25 рублей за 10-км зону, следовательно, (7 - 3) * 25 = 100 рублей будет стоимостью проезда). При этом, если точки А и Б находятся в одной тарифной зоне, то стоимость проезда всё равно составит одну целую тарифную зону. Фактическое расстояние 10-километровых зон друг от друга может несколько отличаться, и может оказаться так, что за проезд менее 10 километров придётся заплатить, как за две 10-км зоны, или за проезд порядка 20 километров - как за одну 10-км зону.
Пример "раскидки" станций и платформ по 10-километровым зонам по Московскому региону.
Пример "раскидки" станций и платформ по 10-километровым зонам по Московскому региону.
  • Покилометровый - здесь всё более-менее просто и понятно - стоимость проезда оплачивается строго исходя из количества километров из точки А в точку Б, умноженную на стоимость одного километра пути. Как правило, применяется округление до 10 копеек или даже целых рублей в большую или меньшую сторону, поскольку стоимость проезда региональными властями часто устанавливается с копейками (типа 2 рубля 73 копейки за километр). В значительной части регионов, где применяется покилометровый тариф, присутствует минимальная стоимость проезда - либо конкретная сумма, либо конкретный минимально тарифицируемый километраж (например, для Ленинградской области - это 14 километров, и хоть ты один километр проедешь, но заплатишь, как за 14).
  • Интервалами по 10 километров - не следует путать с 10-километровыми зонами. Стоимость поездки рассчитывается исходя из количества километров из точки А в точку Б, округленных до 10 километров в большую сторону, умноженные на стоимость проезда 10 километров (например, расстояние от А до Б - 22 километра, стоимость проезда - 25 рублей за 10 километров, следовательно, после округления километража, пассажир оплатит 75 рублей). В последнее время данный вид тарификации у регионов становится всё популярнее.
Пример указания километража по станциям и остановкам от Воронеж-1 для самостоятельного расчёта стоимости проезда для покилометрового и интервального видов тарификации.
Пример указания километража по станциям и остановкам от Воронеж-1 для самостоятельного расчёта стоимости проезда для покилометрового и интервального видов тарификации.
  • Единый - стоимость проезда является одинаковой для всех вне зависимости от того, сколько им ехать. Устанавливается, как правило, на строго указанных участках, либо, в крайних случаях, в черте какого-либо города. При проезде из точки А в точку Б внутри одного из указанных участков, пассажир оплачивает определённую сумму, ехал ли он одну остановку или сразу решил по всему участку проехаться. Для Москвы единый тариф используется по строго указанным участкам, которые после расширения на юго-запад не корректировались (МЦК в расчёт не идёт). Если точка А и/или Б не входит в указанные участки, применяется иной вид тарификации.
  • Табличный - используется в некоторых регионах для более точного указания стоимости проезда из точки А в точку Б, либо для указания стоимости проезда по километражу, если последний явно отличается от стандартных "десяти километров" и если по-простому рассчитать стоимость проезда не предоставляется возможным.
Пример табличного вида тарификации на примере Алтайского края.
Пример табличного вида тарификации на примере Алтайского края.
  • Смешанный - используется, как правило, в случаях, если на территории региона работает несколько перевозчиков, или нужно указать иную стоимость проезда для конкретных типов подвижного состава или участков обслуживания. Активно применяется в Петербургском регионе (по подвижному составу), в Краснодарском крае (по подвижному составу и участкам обслуживания в районе Сочи), Владимирской области (по перевозчикам и дальности поездки) и другим. Может представлять из себя комбинацию видов тарификации, указанных выше.

Другие особенности применяемых видов тарификации

При проезде между регионами и использованию хотя бы в одном из них интервального вида тарификации, расчёт интервалов и последующего округления производится на каждый регион отдельно. Например, если приспичило поехать из Алпатьево в Слёмы (расстояние между ними около 5.5 км, но находятся в Московской и Рязанской области соответственно), то заплатить придётся 46.5 рублей, а не 23, так как расчёт идёт отдельно по Московской области - 23 рубля проезд внутри одной 10-км зоны, и 23.5 рубля - округление проезда до десяти целых километров по Рязанской области.

Дубовка.
Дубовка.

В некоторых регионах (в основном, это Москва, Московская область и сопряжённые с ними регионы, кроме Тверской и Ярославской областей) существует в постановлениях приписка, что стоимость проезда в экспрессах может быть с повышающим коэффициентом - до 2.0. Это означает, что стоимость проезда может быть установлена перевозчиком (и именно им) произвольно, но не более двойной стоимости проезда в сравнении с обычной электричкой. В Тверской области же для экспрессов установлен отдельный "жёсткий" тариф за километр поездки.

Иногда при проезде из одного региона в другой может отличаться цена поездки в прямом и обратном направлениях (особенно, если билеты на участке реализуют разные перевозчики). Как сейчас - неизвестно, но раньше на участке Мичуринск - Ряжск, при проезде в сторону Ряжска билеты реализует ППК Черноземье, которая учитывает весь участок, включая границы Тамбовской и Рязанской областей. Если же покупался билет в Ряжске, где работает ЦППК, то участок от 355 км до 362 км в расчёт не принимался (видимо, для корректности расчётов между регионами), и стоимость проезда была на одну тарифную зону меньше, хотя, ехать можно было ровно столько же.