Данная небольшая статья является пересказом доклада Селиванова и данный пересказ будет разбит на две части. Сам же доклад был зачитан А. В . Селивановым зачитан на VIII Археологическом съезде ,который проходил в Москве в 1890 году. Археологические съезды проводились в разных городах Российской империи. На них преобладали доклады, связанные с историей и археологией края, где проводился сам съезд. Всего за время существования Российской Империи было проведено 16 съездов.
Селиванов выступил с таким докладом на одном из таких съездов. Свой доклад Селиванов начинал с описанием городища Старой Рязани и о том, что он лично недавно открыл древний храм на территории старого города. Однако сначала он этому не уделяет внимание. В самом начале своего доклада он углубляется в историю Старой Рязани и пишет о том , что сам древний город имел форму неправильного прямоугольника. Далее он описывает , что город был с запада ограждён крутым склоном реки Оки , а с других сторон земляным валом длинной до 2-х вёрст, который на момент зачитывания доклада находился в хорошем состоянии.
Из особенностей городища Селиванов выделяет то , что Рязань имела северный ров не с внешней стороны , а с внутренней. В своём докладе он приходит к выводу о том , что сооружение северного вала было построено раньше чем другие. По его мнению первоночально существовал только Северный вал, который ограждал возвышенное трёхугольное пространство, защищённое с одной стороны рекой Окой, а с другой стороны речкой Серебрянкой. Этот маленький городок и был Старой Рязанью. Однако в последствии Рязанское княжество укрепило своё влияние и достигло значительных размеров, и поэтому нужно было укреплять город. Эта необходимость возникла в первой половине XII века и вскоре появился южный и восточный вал. Со временем население города росло и северный вал оказался внутри города. Северный валобразовывал дугообразный загиб с вогнутой стороной и был обращё к внешнему треугольнику ,что указывает на то что он ограждал именно этот треугольник.
В подтверждении своих слов Селиванов приводит тот факт, что на Северном валу в 1889 году были найдены древние вещи, которые безошибочно можно отнести к XI веку. Внутри же найденные артефакты указывают на более позднюю эпоху , где потом в XII веке стали сооружаться каменные храмы, а многие найденные предметы , за исключением могильников относятся к XII-XIII веку. Также Селиванов указывает на то , что могильник был найден под древним соборным храмом и судя по вещам которые там были обнаружены он относится к X-XI веку, а возможно и раньше. По мнению Селиванова этот могильник относился ко временам трехугольной возвышенности и там могло быть поселение, за северным валом. В будущем этот могильник послужил поводом для строительства храма в XII веке.
Храм который открыл Селиванов имел форму четырёхконечного креста. Он считает что данный храм имел такую форму не случайно. Однако как он утверждает в своём докладе некоторые археологи утверждали ему о том , что храмов такого архитектурного типа не существовало ,однако он с ними не был согласен . Похожие храмы ему уже встречались в летописях. В качестве примера он привёл храм подобного типа , который был описан в Устюге. Так согласно летописи около 1490 года в Устюге планировали построить соборную церковь , не по "старинному кресчату" , а "срубленную до пяти рядов". Однако эта идея не была оценена Устюжанами поэтому была основана круглая церковь , по старине в 20 стенах". Эта церковь представляет собой тот тип креста с вписанным в него квадратом ,который был им обнаружен в плане соборной церкви Старой Рязани.
Как указывает в своём докладе Селиванов эта форма присуща древнейшим крестам и такие кресты в большом количестве находились на территории Старой Рязани. Селиванов считает ,что связь между подобным крестом и планом открытого им храма в Старой Рязани очевидна. Далее он утверждает ,что даже если такого архитектурного стиля не существовало , все равно этот крест послужил образцом для строительства храма.
Старо Рязанская церковь имел в длину 26.6 метров ,а в ширину 16.2 метров. Сама же церковь была сделана из белого камня , местами с явными местами заливки.Также в своём докладе Селиванов указывает о том , что камень очень легко распадается, если его взять. Уцелевшая местами кладка состоит из кирпичей большого формата , которая крепко связана известью. Такие же четырёхугольные плиты устилали пол храма. В некоторых местах бывшей церкви всё ещё сохранились следы такого пола. Кирпичные плиты выстилались прямо на земле в один ряд , а после заливались известью. В церкви было найдено несколько образцов штучных кирпичей разной формы.Далее в своём докладе он описывает их длину. Так длина больших кирпичей была 26-29 см, ширина же их составляла 19- 20 см, а была толщина 3,29-8 см. Также Селиванов уточняет в своём докладе о том , что ему попадались кирпичи и меньших размеров. Посередине храма было обнаружено 12 византийских монет, которые были времён Иоанна II Комнина и они относились к первой половине XII века. Также была обнаружена монета Иоанна Цимисхия(965-976) и немецкий динар XI века. От себя хочется добавить , что такие находки свидетельствуют о том ,что Старая Рязань была достаточно серьёзным торговым центром своего времени.
Далее в своём докладе он предположил что этот храм был церковью Бориса и Глеба, который был построен во второй половине XII века и в котором в 1194 году был погребён рязанский князь Игорь Глебович. Однако как указывает Селиванов могила князя не была обнаружена в ходе экспедиции и он предположил о том , что её нашли крестьяни , которые брали оттуда себе щебень и бутовой камень. При этом как он пишет он делал это с разрешением владельца и наткнулся на могилу. В ней он обнаружил 2 золотых аграфа, серебряные блашки для кафтана и прочее.
Однако судьба этого храма печальна. Согласно летописным источникам этот храм был разрушен и подвергся полному уничтожению Батыем в 1237 году. Сохранились и следы такого разрушения , в виде кусков угля , расправленной меди , стекла. После Батыева нашествия храм не стали восстанавливать и со временем он превратился в груду развалин , а позже о нём исчезла и народная память.
Убитые в ходе разорения Батыем Старой Рязани были похоронены в другом храме, который смог уцелеть, после того как Батый пошёл дальше. Он был открыт в 1836 году , купеческим сыном Тихомировым. Однако он думал, что это был Борисоглебский собор , но Селиванов в своём докладе уверен , что эта церковь Спаса. Она упоминается в летописи 1256 года, то есть спустя 20 лет. В нём и был похоронен Рязанский князь Олег Ингваревич.
Вокруг храма Бориса и Глеба было найдено множество могильников. Все эти могильники относятся к периоду до строительства храма , судя по найденным в них вещах и способам погребения. Эти могильники скорее всего относятся к переходной эпохи от язычества к христианству. В качестве доказательства этой версии служит , что найдены вещи которые относятся и к тому и другому мировоззрению. Так в могилах встречаются находки бус ,украшений , а также крестов , что и свидетельствует о том ,что тогда ещё христианство не установилось в своём окончательном виде. Напротив самого храма была найдена могила , которая была сделана в полностью языческом стиле. В центральной глиняной насыпи в 143 см в глубину был найден вертикально стоявший обрубок дерева, от которого отпала бронзовая женская фигура в виде бюста. Под слоем глины , пространство которой постоянно сужалось к низу , оказался слой ,примятый плотно , чёрной земли , глубиной 71 см. На поверхности этой земли было обнаружено остатки еды, черенки горшка , бронзовое каменное колечко и бронзовый четырёхконечный крестик курганного типа. Также были найдены другие христианские святыни. Это бронзовый образ Архангела Михаила с ушком. Всё это было найдено вместе с бусами и украшениями.
Всего было исследовано 60 могил. Селиванов в своём докладе отмечает о том , что способ погребения некоторых могил не совсем схож с теми могилами , которые ему уже встречались на территории Рязанской губернии. У многих здесь под головой и ногами оказались кирпичи. Скорее всего лица первоначально ложились вверх , хотя встречаются могилы ,где лица были повёрнуты вниз головой. Могилы обычно указывают на Запад и Юго-Запад. Почти все руки были сложены на груди. Чаще всего гроб был сделан из дуба. В некоторых могилах была найдена утварь. Похожие могилы до этого были найдены в Киевской губернии, однако здесь в Рязани могилы более позднего периода.
В ходе раскопок внутри и вне храма было найдено ещё две могилы и там были обнаружены только одни черепа. В одной из таких могил было найдено 25 черепов. Они лежали рядами и один на другом. Всё было засыпана землёй и наверху могилы лежали кирпичи. Большая часть голов сразу рассыпалась , некоторые как будто были изрублены. В нижнем слое была обнаружена голова верблюда. Между костями обнаружили наконечники железных копий. Подобная могила была найдена и с наружной стороны храма. В ней было 70 черепов, которые были погружены на глубину 1 аршин. Селиванов как указывает в своём докладе не смог установить к какому времени эта могила может относится. Он предположил , что эти захоронения были сделаны после Батыева нашествия и были похоронены в развалинах разрушенного храма. Из вещей которые были найдены в древнем Соборном храме, часть из них были найдены и в могиле, часть в щебне, а также некоторые вещи были найдены просто в земле. Одна из ценных вещей была чашка с грубым изображением оленя на её дне , и пара серебряных звездчатых приписок. Стоит отметить такие приписки обнаруживались ранее в Старой Рязани, а именно в 1837 году.
В ходе археологической экспедиции 1888 и 1889 года были обнаружены много ценных предметов. Часть таких предметов для музея была выкуплена у крестьян. Особое внимание Селиванов уделяет находке , которая представляла собой обломок золотого предмета , где был изображён Спаситель. Эта работа была сделана в Византии. Очень часто экспедиция находила браслеты, которые имели разнообразные узоры и рисунки. Селиванов предположил , что они относятся к XII или к XIII веку. Также Селиванов отмечает, что такие предметы , находили в Мерянских курганах , о чём указывает в своих сочинениях граф А. С. Уваров. На этом он заканчивает описывать Старую Рязань и переходит к описанию раскопок в городке находящийся рядом с Климентовским погостом ,где река Проня впадает в Оку. Об этом будет рассказано во второй части пересказа доклада Селиванова.