Найти тему
Die Geschichte mit Michel Ivanov

Краткий пересказ доклада Селиванова "О раскопках в Старой Рязани и в Ново-Ольговском городке". Часть № 1

Данная небольшая статья является пересказом доклада Селиванова и данный пересказ будет разбит на две части. Сам же доклад был зачитан А. В . Селивановым зачитан на VIII Археологическом съезде ,который проходил в Москве в 1890 году. Археологические съезды проводились в разных городах Российской империи. На них преобладали доклады, связанные с историей и археологией края, где проводился сам съезд. Всего за время существования Российской Империи было проведено 16 съездов.

Селиванов выступил с таким докладом на одном из таких съездов. Свой доклад Селиванов начинал с описанием городища Старой Рязани и о том, что он лично недавно открыл древний храм на территории старого города. Однако сначала он этому не уделяет внимание. В самом начале своего доклада он углубляется в историю Старой Рязани и пишет о том , что сам древний город имел форму неправильного прямоугольника. Далее он описывает , что город был с запада ограждён крутым склоном реки Оки , а с других сторон земляным валом длинной до 2-х вёрст, который на момент зачитывания доклада находился в хорошем состоянии.

-2

Из особенностей городища Селиванов выделяет то , что Рязань имела северный ров не с внешней стороны , а с внутренней. В своём докладе он приходит к выводу о том , что сооружение северного вала было построено раньше чем другие. По его мнению первоночально существовал только Северный вал, который ограждал возвышенное трёхугольное пространство, защищённое с одной стороны рекой Окой, а с другой стороны речкой Серебрянкой. Этот маленький городок и был Старой Рязанью. Однако в последствии Рязанское княжество укрепило своё влияние и достигло значительных размеров, и поэтому нужно было укреплять город. Эта необходимость возникла в первой половине XII века и вскоре появился южный и восточный вал. Со временем население города росло и северный вал оказался внутри города. Северный валобразовывал дугообразный загиб с вогнутой стороной и был обращё к внешнему треугольнику ,что указывает на то что он ограждал именно этот треугольник.

-3

-4

В подтверждении своих слов Селиванов приводит тот факт, что на Северном валу в 1889 году были найдены древние вещи, которые безошибочно можно отнести к XI веку. Внутри же найденные артефакты указывают на более позднюю эпоху , где потом в XII веке стали сооружаться каменные храмы, а многие найденные предметы , за исключением могильников относятся к XII-XIII веку. Также Селиванов указывает на то , что могильник был найден под древним соборным храмом и судя по вещам которые там были обнаружены он относится к X-XI веку, а возможно и раньше. По мнению Селиванова этот могильник относился ко временам трехугольной возвышенности и там могло быть поселение, за северным валом. В будущем этот могильник послужил поводом для строительства храма в XII веке.

Примерно так выглядела Старая Рязань в годы рассвета
Примерно так выглядела Старая Рязань в годы рассвета
Крепостной вал Старой Рязани
Крепостной вал Старой Рязани

Храм который открыл Селиванов имел форму четырёхконечного креста. Он считает что данный храм имел такую форму не случайно. Однако как он утверждает в своём докладе некоторые археологи утверждали ему о том , что храмов такого архитектурного типа не существовало ,однако он с ними не был согласен . Похожие храмы ему уже встречались в летописях. В качестве примера он привёл храм подобного типа , который был описан в Устюге. Так согласно летописи около 1490 года в Устюге планировали построить соборную церковь , не по "старинному кресчату" , а "срубленную до пяти рядов". Однако эта идея не была оценена Устюжанами поэтому была основана круглая церковь , по старине в 20 стенах". Эта церковь представляет собой тот тип креста с вписанным в него квадратом ,который был им обнаружен в плане соборной церкви Старой Рязани.

Чертёж храма Бориса и Глеба
Чертёж храма Бориса и Глеба

Как указывает в своём докладе Селиванов эта форма присуща древнейшим крестам и такие кресты в большом количестве находились на территории Старой Рязани. Селиванов считает ,что связь между подобным крестом и планом открытого им храма в Старой Рязани очевидна. Далее он утверждает ,что даже если такого архитектурного стиля не существовало , все равно этот крест послужил образцом для строительства храма.

Старо Рязанская церковь имел в длину 26.6 метров ,а в ширину 16.2 метров. Сама же церковь была сделана из белого камня , местами с явными местами заливки.Также в своём докладе Селиванов указывает о том , что камень очень легко распадается, если его взять. Уцелевшая местами кладка состоит из кирпичей большого формата , которая крепко связана известью. Такие же четырёхугольные плиты устилали пол храма. В некоторых местах бывшей церкви всё ещё сохранились следы такого пола. Кирпичные плиты выстилались прямо на земле в один ряд , а после заливались известью. В церкви было найдено несколько образцов штучных кирпичей разной формы.Далее в своём докладе он описывает их длину. Так длина больших кирпичей была 26-29 см, ширина же их составляла 19- 20 см, а была толщина 3,29-8 см. Также Селиванов уточняет в своём докладе о том , что ему попадались кирпичи и меньших размеров. Посередине храма было обнаружено 12 византийских монет, которые были времён Иоанна II Комнина и они относились к первой половине XII века. Также была обнаружена монета Иоанна Цимисхия(965-976) и немецкий динар XI века. От себя хочется добавить , что такие находки свидетельствуют о том ,что Старая Рязань была достаточно серьёзным торговым центром своего времени.

Далее в своём докладе он предположил что этот храм был церковью Бориса и Глеба, который был построен во второй половине XII века и в котором в 1194 году был погребён рязанский князь Игорь Глебович. Однако как указывает Селиванов могила князя не была обнаружена в ходе экспедиции и он предположил о том , что её нашли крестьяни , которые брали оттуда себе щебень и бутовой камень. При этом как он пишет он делал это с разрешением владельца и наткнулся на могилу. В ней он обнаружил 2 золотых аграфа, серебряные блашки для кафтана и прочее.

Аграф
Аграф

Однако судьба этого храма печальна. Согласно летописным источникам этот храм был разрушен и подвергся полному уничтожению Батыем в 1237 году. Сохранились и следы такого разрушения , в виде кусков угля , расправленной меди , стекла. После Батыева нашествия храм не стали восстанавливать и со временем он превратился в груду развалин , а позже о нём исчезла и народная память.

 Примерно так выглядел Борисоглебский собор, сделанный мастерами из Чернигова
Примерно так выглядел Борисоглебский собор, сделанный мастерами из Чернигова
Борисоглебский собор сейчас. В 1942 году его разобрали на щебёнку.
Борисоглебский собор сейчас. В 1942 году его разобрали на щебёнку.

Убитые в ходе разорения Батыем Старой Рязани были похоронены в другом храме, который смог уцелеть, после того как Батый пошёл дальше. Он был открыт в 1836 году , купеческим сыном Тихомировым. Однако он думал, что это был Борисоглебский собор , но Селиванов в своём докладе уверен , что эта церковь Спаса. Она упоминается в летописи 1256 года, то есть спустя 20 лет. В нём и был похоронен Рязанский князь Олег Ингваревич.

 Возможно так выглядел Спасский собор
Возможно так выглядел Спасский собор

Вокруг храма Бориса и Глеба было найдено множество могильников. Все эти могильники относятся к периоду до строительства храма , судя по найденным в них вещах и способам погребения. Эти могильники скорее всего относятся к переходной эпохи от язычества к христианству. В качестве доказательства этой версии служит , что найдены вещи которые относятся и к тому и другому мировоззрению. Так в могилах встречаются находки бус ,украшений , а также крестов , что и свидетельствует о том ,что тогда ещё христианство не установилось в своём окончательном виде. Напротив самого храма была найдена могила , которая была сделана в полностью языческом стиле. В центральной глиняной насыпи в 143 см в глубину был найден вертикально стоявший обрубок дерева, от которого отпала бронзовая женская фигура в виде бюста. Под слоем глины , пространство которой постоянно сужалось к низу , оказался слой ,примятый плотно , чёрной земли , глубиной 71 см. На поверхности этой земли было обнаружено остатки еды, черенки горшка , бронзовое каменное колечко и бронзовый четырёхконечный крестик курганного типа. Также были найдены другие христианские святыни. Это бронзовый образ Архангела Михаила с ушком. Всё это было найдено вместе с бусами и украшениями.

Примерно такие украшения находят археологи работающие в Старой Рязани
Примерно такие украшения находят археологи работающие в Старой Рязани

Всего было исследовано 60 могил. Селиванов в своём докладе отмечает о том , что способ погребения некоторых могил не совсем схож с теми могилами , которые ему уже встречались на территории Рязанской губернии. У многих здесь под головой и ногами оказались кирпичи. Скорее всего лица первоначально ложились вверх , хотя встречаются могилы ,где лица были повёрнуты вниз головой. Могилы обычно указывают на Запад и Юго-Запад. Почти все руки были сложены на груди. Чаще всего гроб был сделан из дуба. В некоторых могилах была найдена утварь. Похожие могилы до этого были найдены в Киевской губернии, однако здесь в Рязани могилы более позднего периода.

В ходе раскопок внутри и вне храма было найдено ещё две могилы и там были обнаружены только одни черепа. В одной из таких могил было найдено 25 черепов. Они лежали рядами и один на другом. Всё было засыпана землёй и наверху могилы лежали кирпичи. Большая часть голов сразу рассыпалась , некоторые как будто были изрублены. В нижнем слое была обнаружена голова верблюда. Между костями обнаружили наконечники железных копий. Подобная могила была найдена и с наружной стороны храма. В ней было 70 черепов, которые были погружены на глубину 1 аршин. Селиванов как указывает в своём докладе не смог установить к какому времени эта могила может относится. Он предположил , что эти захоронения были сделаны после Батыева нашествия и были похоронены в развалинах разрушенного храма. Из вещей которые были найдены в древнем Соборном храме, часть из них были найдены и в могиле, часть в щебне, а также некоторые вещи были найдены просто в земле. Одна из ценных вещей была чашка с грубым изображением оленя на её дне , и пара серебряных звездчатых приписок. Стоит отметить такие приписки обнаруживались ранее в Старой Рязани, а именно в 1837 году.

В ходе археологической экспедиции 1888 и 1889 года были обнаружены много ценных предметов. Часть таких предметов для музея была выкуплена у крестьян. Особое внимание Селиванов уделяет находке , которая представляла собой обломок золотого предмета , где был изображён Спаситель. Эта работа была сделана в Византии. Очень часто экспедиция находила браслеты, которые имели разнообразные узоры и рисунки. Селиванов предположил , что они относятся к XII или к XIII веку. Также Селиванов отмечает, что такие предметы , находили в Мерянских курганах , о чём указывает в своих сочинениях граф А. С. Уваров. На этом он заканчивает описывать Старую Рязань и переходит к описанию раскопок в городке находящийся рядом с Климентовским погостом ,где река Проня впадает в Оку. Об этом будет рассказано во второй части пересказа доклада Селиванова.