Как вы считаете, может ли человек на протяжении своей жизни измениться, что называется, до неузнаваемости? То есть в юности вы знали одну личность, а сейчас видите перед собой совершенно другую. И причем сама эта личность утверждает, что она та же самая, тождественная той, предыдущей. Хотя и характер, и предпочтения, о облик изменились.
Или, напротив, общаетесь со старым приятелем, а он доказывает вам, что теперь то он совсем другой. То есть совсем нетождествен тому, прежнему.
Вы не задумывались: такое вообще возможно?
Со стороны нашей физиологической составляющей все выглядит именно так. В организме человека происходит постоянный обмен веществ, который приводит к полной замене физических частиц каждые 5-7 лет.
Но ни разу не было такого, чтобы какой-нибудь гражданин, даже самый чуткий и ответственный, взглянул в зеркало и подметил, что он "перезагрузился" на 80 процентов. Нет, каждый человек безошибочно идентифицирует самого себя и ни секунды в этом не сомневается. И это несмотря на то, что очевидные метаморфозы с ним происходят ежесекундно, ежеминутно - от младенчества до старости.
Почему, несмотря на полностью новый вещественный состав, мы думаем, что состоим из тех же самых мускул, костей?
Здесь мы можем предположить, что каждый вновь замещенный атом становится кирпичиком нашего индивидуального генетически запрограммированного белка. Наш геном - это наша программа, и это все, что у нас есть. Все, даже самые сложные программы написаны простым кодом. А все невообразимое миропознание человека состоит из 33 букв (в русском языке).
С другой стороны подключается сознание. Оно каким-то, одному ему ведомым образом, создает проекцию нашего организма в пространстве, тем самым делая нашу самоидентификацию максимально эффективной.
Что касается тождества психологической составляющей - здесь все намного сложнее.
Проблема берет свое начало в античной философии и активно используется софистами и скептиками.
В новое время идея получила различные философские трактовки. Но, как водится в философской среде, это вызвало лишь бесконечные споры.
У психологов тоже дело обстояло не лучше. Проблема заключается в практически полной невозможности точного психологического многофакторного качественного и количественного исследования личности, включая сознательный и бессознательный аспекты, лонгитюдным способом.
Но все же как ответить на вопрос: являемся ли мы теми же самыми личностями что и когда-то?
Может ли всю нашу личность охватить наш индивидуальный опыт, наше личностное сознание? Можем ли мы утверждать, что на каждое мгновение нашего пребывания на земле распространяется воспоминание? В этом случае мы явно не были собой в младенчестве и не будем больше собой если лишимся памяти.
Или же в нас присутствует некий индивидуальный фактор, дух, если хотите. И он гарантирует нашу, в некотором роде, постоянную сущность.
Возможно, наряду с проекцией нашего организма создается проекция всей нашей сущности. И эта индивидуальная, единожды воспроизводимая в природе, сущность включает все известные психологические компоненты. Эта сущность, разумеется, всеобъемлеща и неизменна. С этой точки зрения каждый одушевленный и неодушевленный объект не просто остается самим собой, а создан чтобы оставаться самим собой. Но все его психологическое наполнение, весь психологический инструментарий не является неизменным. Человек волен накапливать новый опыт, менять свое мировозрение, изменять сознание и как угодно модифицировать свою личность. Его индивидуальная сущность всегда будет неизменна, а это означает, что как бы далеко человек не ушел, он всегда может вернуться к самому себе. И, согласитесь, от этой мысли становится спокойнее...