Найти тему
Читалочка

4 совета для успешного привлечения младенца к книге

Если раньше среди педагогов, родителей и психологов не было единого мнения по вопросу времени начала чтения малышу, то сейчас все сходятся на том,что начинать приучать ребёнка к книгам необходимо как можно раньше.

Это совершенно не означает, что, как только вы увидели долгожданные две полоски, необходимо бежать читать про курочку Рябу. Или на следующие сутки после рождения зачитывать выдержки из трудов Канта. Лучше обойтись без крайностей.

Ребёнок слышит ещё в утробе матери. Рисунок из открытого источника
Ребёнок слышит ещё в утробе матери. Рисунок из открытого источника

Так на что обратить внимание на начальном этапе?

1. Возраст младенца и его возможности

Учёные доказали, что слышать и видеть ребёнок начинает ещё в утробе матери. Мамин голос он узнаёт и успокаивается, когда слышит его. Своё собственное имя малыш начнёт воспринимать только месяцам к 6-10, ну и смысл любого текста будет ему пока недоступен. Важна будет лишь интонация чтеца. Поэтому, если давно мечтали почитать "Лолиту" Набокова, то смело можете читать её вслух возле кроватки. Целомудрие младенца не пострадает. Главное читайте с задором и выразительно, тогда ему этот процесс точно понравится.

В первые полторы недели жизни малыш останавливает взгляд на человеке или на предмете только на 2-4 секунды. Ко второму месяцу взгляд уже фокусируется, но ненадолго. В это время грудничок может различать только белый и черный цвета. В три-четыре месяца зрение и слух заметно усовершенствуются. Малыш уже узнает знакомые лица и голоса, игрушки и предметы, умеет фокусировать взгляд. В этом возрасте сперва воспринимаются желтый и красный цвета, затем – зеленый и синий. Взгляд следует за передвигающимися предметами. Именно сейчас в возрасте примерно четырёх месяцев уже можно показать малышу книгу. Ребёнок уже хорошо держит головку, многое видит, стремится к познанию, пытаясь потрогать всё вокруг, а если посчастливится, то и лизнуть! Время бодрствования между кормлениями увеличивается до 1,5 часов, а в некоторых случаях и до двух. Появляется время для игр и развлечений. Одним из вариантов занятий с младенцем становится чтение вслух.

Рисунок из открытого источника
Рисунок из открытого источника

2. Помнить, что важными плюсами чтения вслух младенцу являются:

  • расширение пассивного запаса слов. Вклад в развитие речи, стимулирование в развитии мозга;
  • концентрация внимание. Тренировка усидчивости, памяти, а следовательно задел на школьное будущее;
  • развитие воображения;
  • единение с ребенком.

3. Какие книги должны быть в качестве первой литературы

Естественно подойдут не длинные произведения. Потешки, скороговорки, считалочки, кричалочки, кормилочки, песенки, короткие стишки -всё это будет в самый раз. Здесь много и русских народных произведений, и авторские сочинения. Из классических примеров думаю можно вспомнить Агнию Барто, Зою Александрову и Гайду Лагздынь. Последняя знаменита также своей непревзойденной логопедической азбукой в стихах с заданиями для более старшего возраста(см. галерею).

Ещё раз повторю, что важно не столько содержание, сколько интонация и речь. Слова надо проговаривать чётко. Моя прабабушка, будучи очень старенькой, плохо видела, но при этом забавляла внуков и правнуков, "читая" книжки с картинками. Она просто рассказывала по ярким иллюстрациям сказки, истории, а для самых маленьких показывала на картинках предметы, персонажей, описывала их. Этот же приём использовала и я, знакомя своих детей с книжками. Его советуют и неврологи. Покажите на картинке животных, людей, восхититесь картинкой.

При чтении первых книг малышу важно следить за его реакцией. Если ребёнок вертится, капризничает, то лучше прекратить это занятие и переключиться на другое. Причина невнимания может быть, как физической (устал, хочет есть, спать, мокрый), так и неготовностью к подобному времяпрепровождению (интеллектуальная незрелость). К тому же дети в этом возрасте далеко не все могут удерживать внимание более пары минут. Сейчас главное не вызвать неприятие своей излишней настойчивостью. Не сегодня, так завтра. Потом послезавтра и так далее по чуть-чуть. И уже буквально через пару недель ваш малыш будет уже сам узнавать книги и тянуть к ним ручки.

Не стремитесь знакомить ребёнка каждый день с новым произведением. У детей память не столь долговременна, как у нас взрослых. Поэтому 2-5 книг разного вида будет вполне достаточно на первое время. Вы сами заметите, когда их не будет уже хватать.

4. Какой должна быть первая книга?

Во-первых это должна быть книжка с яркими иллюстрациями. Как было уже сказано выше, в 3-4 месяца уже воспринимаются основные цвета: жёлтый, красный, синий, зелёный. Чёрно-белые абстракции уже не интересны (этап восприятия чёрно-белых картинок до двух месяцев).

Формат издания должен быть небольшой, а страницы плотные, лучше толстый картон, иначе хватательный рефлекс случайно станет мятельно-рвательным. Ну а большой лист для малыша труден в восприятии.

Очень хороши мягкие книжки "для купания". Производят их для игры в ванной, часто снабжают пищалкой или встроенной записью песенки или сказки, активирующейся нажатием. Но удобны они и при "сухопутном" использовании, не только в плавании в ванной. Их невозможно промочить, изжевать до дыр, порвать. Текста в них мало, зато встречаются очень интересные цветовые решения.

Также подойдут книжки-раскладушки, опять же непромокаемые или из плотного картона.

Книги с фотографиями, а не рисунками смотрятся очень мило, но их малыш будет воспринимать уже намного позже, ближе к году.

Не забывайте, что при любом времяпрепровождении на первом месте безопасность ребёнка! Не оставляйте малыша наедине с книжкой, которую можно порвать, имеющую мелкие детали, которые могут оторваться и попасть в рот (стразы, блёстки, игрушки, пазлы, глазки и т.д.).

Спасибо за прочтение.

Другие публикации: