Алгоритм работы с этим заданием в теории звучит очень просто:
1.Прочитай текст.
2. Найди сущностные части в нем, т. е. фрагменты, которые содержат законченные мысли.
3. Разбей текст на эти части.
4. Озаглавь каждую из этих частей. ⠀
Давайте разберемся на примере этого текста:
Начнем с вопроса: как личность развивается? Личности людей формируются в процессе их взаимодействия. На характер этих взаимодействий оказывают влияние многие факторы: возраст, интеллектуальный уровень, пол и вес... Окружающая среда также может воздействовать на личность: ребёнок, выросший в условиях голода, обычно отстаёт от сверстников по физическому и умственному развитию. Наконец, личность в значительной мере формируются на основе своего собственного индивидуального опыта. Другим важным фактором формирования личности является культура: мы усваиваем культуру, сложившуюся в нашем обществе под влиянием родителей, учителей и сверстников.
В нашем обществе дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации (СМИ). Содержание, представленное в СМИ, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации способствует формированию определенных ценностей и образцов поведения. В самом деле, некоторые исследователи считают, что воздействие телевидения в качестве агента социализации почти так же велико, как и влияние родителей. Любой выпускник школы уже успел потратить в среднем около 15 тыс. часов на просмотр телепередач (сюда входит, помимо всего прочего, около 350 тыс. рекламных объявлений).
В какой мере СМИ влияют на изменение поведения? Некоторые эксперты утверждают, что они лишь подкрепляют идеи, уже завоевавшие популярность: люди всегда выискивают, воспринимают и запоминают в первую очередь те факты, которые подтверждают их собственные мысли. Другие считают, что СМИ оказывает вредное воздействие на молодых людей, поощряя их несдержанный поступки и отвлекая от таких полезных занятий, как чтение и общение между собой.
В школе обучают не только чтению, письму и арифметике, но и дают представление об общественных ценностях. Школа представляет собой общество в миниатюре. Здесь происходит формирование личности ребенка и его поведения: школа стремится объединить детей, противодействуя проявлениям антиобщественного поведения.
⠀
(по Н. Смелзеру)
Задание: составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. ⠀
Если Вы внимательно читали тексты, то обратили своё внимание на, что здесь каждый абзац - это законченная мысль. Причем два из них начинаются с вопросов, которые помогают озаглавить фрагменты.
Соответственно у нас 4 абзаца и четыре смысловых фрагмента. (К сожалению, в текстах абзацы и фрагменты не всегда так совпадает. Мы будем ещё рассматривать разные примеры. Просто начинаем с текста попроще).
Теперь необходимо немного рассуждений и анализа.
О чем первый абзац? О личности. О том как она формируется, что влияет на нее в процессе становления.
Этот абзац о личности? Нет, скорее о том что на нее влияет.
Как можно озаглавить этот фрагмент? Ну, допустим: " факторы формирования личности"
О чем идет речь во втором абзаце? О влиянии СМИ на становление личности.
Как называется процесс становления личности? Социализация.
Как назовем фрагмент? СМИ и социализация
Все одинаково относятся к роли СМИ в процессе социализации? Нет.
Где об этом идет речь? В третьем абзаце.
Как мы его можем назвать? Противоречивые мнения о влиянии СМИ на молодежь.
О чем идет речь в 4м абзаце? О школе и ее влиянии на личность
Это главная мысль фрагмента? Да. Назовем его: " школа и формирование личности ребенка".
Собираем наши рассуждения в кучку и получаем план:
1. Факторы формирования личности
2. СМИ и социализация
3. Противоречивые мнения влияние СМИ на молодежь;
4. Школа и формирование личности ребенка.
Используя алгоритм анализа текста, и мои советы попробуйте озаглавить фрагменты следующего текста. (Ваши варианты буду рада увидеть в комментариях)
Природа выступает для человека источником средств жизни. Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства жилищ, обеспечивает соответствующий тепловой режим и т.д. Природа выступает и как источник средств труда. Она снабжает человека металлом, углём, электроэнергией и т.п.
Природа влияет на развитие общества и как его среда обитания. Климатические условия человеческой жизни, растительный и животный мир, географический ландшафт, температурный режим и его циклы — всё это весьма существенно влияет на жизнь общества, его ячеек.
Вместе с тем природа побуждает человека к развитию и совершенствованию и тогда, когда определённых богатств в том или ином регионе нет, когда она не может удовлетворить определённые запросы человека. В данном случае дефицит природных возможностей побуждает человека к поиску компенсационных механизмов, провоцирует обращение к другим качествам природы и развитие обмена между людскими сообществами, живущими в разных регионах. Этот импульс, идущий в чём-то от слабости природных возможностей, также в определённой мере влияет на развитие общества.
Влияние природы на общество всегда носило глобальный характер. Земля — общий дом всего человечества; солнечное тепло, лунный свет одинаково охватывают всех землян, атмосферная оболочка земли, её кислородный слой, её функция щита против вредных космических излучений — эти и подобные природные явления универсальны, они не знают границ государств, не знают классовых и иных различий, они одинаково воздействуют на всех.
(В.С. Барулин)