Найти в Дзене
starcom68

Женщина, которая в Хороге Як-40 сажала

К 95-летию гражданской авиации Таджикистана.

Начну с весьма далекого контекста. Будучи за это лето четыре раза в Хороге я просто не мог не сфотографировать местный аэропорт и вот почему.

Во-первых, в этом году в Таджикистане отмечается 95 лет Гражданской авиации Таджикистана. Основные мероприятия пришлись как раз на начало сентября.

Во-вторых, аэропорт Хорога является одним из самых высокогорных аэропортов мира и расположен на высоте 2080 метров. Являясь главным и самым крупным аэропортом на территории Горно-Бадахшанской области Таджикистана, аэропорт расположен прямо в черте города Хорог, вблизи берега реки Пяндж, являющейся трансграничной рекой между Таджикистаном и Афганистаном.

Белка рядом со зданием аэропорта на въезде в Хорог. Горы справа - Афганистан. Пяндж с этого ракурса не просматривается.
Белка рядом со зданием аэропорта на въезде в Хорог. Горы справа - Афганистан. Пяндж с этого ракурса не просматривается.

Аэропорт построен в советские годы. Имеет одну асфальтированную взлётно-посадочную полосу длиной 1840 метров, проходящую практически по пляжу правого берега реки Пяндж.

В настоящее время аэропорт обслуживает вертолёты, как гражданские, так и грузовые и военные. Аэропорт имеет единственное нерегулярное пассажирское воздушное сообщение через самолёт с международным аэропортом Душанбе. Аэропорт также имеет воздушное сообщение через вертолёт с некоторыми малыми аэродромами ГБАО и остальной страны.

В прошлом аэропорт принимал военно-транспортные самолеты и гражданские: Як-40 и Ан-24. Сейчас рядом с ВПП в основном пасутся коровы, взлетающих и садящихся вертолетов я не видел, кроме вертолета сына Ага-Хана.

Афганистан начинается прямо за аэродромным хозяйством на другом берегу Пянджа
Афганистан начинается прямо за аэродромным хозяйством на другом берегу Пянджа

И еще один не мало важный момент в истории аэропорта. Именно сюда сажала свой Як-40 в 70-е годы прошлого века моя землячка, командир воздушного судна, Галина Олеговна Смагина. Ниже привожу небольшой отрывок о ее таджикском периоде биографии из документальной повести моего отца Старкова Евгения Ивановича "Жизнь на крыльях" (2017 год) о почётном гражданине города Перми, лётчике первого класса Галине Смагиной. Будучи в Хороге по одной этой книге я подарил в областную взрослую и детские библиотеки. В интернете эта книга никак не представлена, если зайдет хорошо, буду публиковать отрывки.

****************

В аэропорту Душанбе она увидела очень симпатичные самолёты Як-40. Что-то ёкнуло в её груди. Конечно Як-40 не истребитель. На нём не сделаешь петлю Нестерова, но он чем-то был ближе к простым людям, и Галина влюбилась в этот компактный самолётик с первого взгляда. У Альбины с мужем была предварительная договорённость насчёт работы с начальством аэропорта Душанбе, а Галина Смагина высказала своё желание. Конечно, над её просьбой сначала посмеялись, но когда узнали, что она налетала на Мигах тысячу часов, сказали: – « Если Москва даст добро, мы возражать не будем».

Смагина Галина Олеговна - командир Як-40. Фото из личного архива Галины Смагиной
Смагина Галина Олеговна - командир Як-40. Фото из личного архива Галины Смагиной

Смагина помчалась в Москву. Позже она сама удивлялась, как ей удалось попасть на приём к министру гражданской авиации. Её задор, настойчивость и тысяча налёта на Мигах сделали своё дело, и она тут же была направлена в Кировоград, где проходило переобучение пилотов на Як- 40. Галина с радостью отдалась новым занятиям. Но вот подошёл к концу её длительный отпуск. Отпросившись у начальства курсов, она полетела в Калугу на прежнее место работы. Там поразились её решению.

– Да как ты могла променять истребитель на какой-то гражданский самолёт! – возмущался командир эскадрильи Геральд Александрович Веремей. Смагиной долго пришлось доказывать свою правоту. Наконец, её отпустили.

После окончания курсов она стала работать в гражданской авиации вторым пилотом на Як-40. Обучаясь в Кировограде, они летали над привычной для Галины равниной, а тут в Средней Азии совсем другая картина. Повсюду огромные горные хребты с белоснежными вершинами и где-то в складках этих каменных громадин спрятан аэродром, на котором они должны приземлиться.

– Главное – не зацепиться крылом за этих идолов, – шутил её командир Владимир Сутармин.

Он раньше тоже летал на Мигах. Им даже говорили:

– Ну, истребители, не вздумайте с пассажирами мёртвую петлю крутить.

Евгений Старков. Жизнь на крыльях. 2017
Евгений Старков. Жизнь на крыльях. 2017

Летали они по всей Средней Азии. Непривычным было низкое давление и жара. Когда Смагина налетала достаточное количество часов, истребителей разделили, и она стала командиром воздушного судна. И тут, буквально через месяц, произошло ЧП. Её бывший командир Сутармин разбился. Первое время, куда бы Смагина не прилетала, везде удивлялись, что она жива. Просто они ещё не знали, что истребителей разделили.

Первое время Галина жила в общежитии, где было не очень удобно заниматься. Какое-то время она даже снимала комнату. Потом ей дали однокомнатную квартиру в аварийном доме.

Из Душанбе было неудобно летать в Киев сдавать экзамены. Туда не было прямого рейса. В Москве открылся новый институт инженеров гражданской авиации, и Галина переводится туда. Конечно, из-за несовпадения программ она опять потеряла год, зато в Москву было очень просто добираться. Туда было несколько рейсов. Почти каждый раз Галина навещала в Калуге своего бывшего командира Веремея Геральда Александровича и его добрейшую жену Марию Васильевну. Со временем Смагиной стали доверять самый сложный маршрут в горный Хорог, куда и не все мужчины летали. Её даже наградили знаком «Почётный пограничник».

Еще один вид на Белку на фоне ВПП аэродрома в Хороге
Еще один вид на Белку на фоне ВПП аэродрома в Хороге
Недавно отремонтированное здание аэровокзала аэропорта в Хороге
Недавно отремонтированное здание аэровокзала аэропорта в Хороге

За долгие годы работы в Душанбе таких сцен, как в Коканде она больше не наблюдала, хотя бывало, что аксакалы отказывались лететь самолётом которым управляет женщина.

Конечно, ей трудно было избежать общественной работы. Она была членом парткома, депутатом райсовета. Несмотря на большую загруженность, Смагина продолжала учиться в институте. От этой многолетней учёбы она даже устала и, сдавая последние экзамены, была согласна даже на тройки, но преподаватели говорили ей:

– Разве можно ставить тройку лётчице, которая управляет реактивным самолётом. Поучите ещё и приходите завтра.

Смагина вспоминает:

– Заканчивая институт МИИГА, я делала дипломную работу на фирме Яковлева А.С. Там меня восхищала особая творческая атмосфера людей, собранных Александром Сергеевичем для дела, которому он служил всю жизнь. В своих сотрудниках он прежде всего ценил интеллект, интуицию и инициативу.

Галина Смагина с генеральным конструктором Александром Сергеевичем Яковлевым. Фото из личного архива Галины Смагиной
Галина Смагина с генеральным конструктором Александром Сергеевичем Яковлевым. Фото из личного архива Галины Смагиной

И вот Смагиной вручили диплом инженера гражданской авиации. Мало того, ей даже предложили остаться работать на кафедре, но Смагина выбрала небо.

Наконец, ей дали благоустроенную однокомнатную квартиру в новом пятиэтажном доме. Жизнь в небольшом авиагородке имеет свою специфику. Там все знают друг друга. Кто бы что не сделал, кто бы что не сказал, через день будет знать весь городок. Немало разговоров было и о командире Смагиной, но Галина – человек с характером и старалась не обращать внимания на эти разговоры.

Не очень часто, но, по возможности, о своей жизни она писала родителям, и вдруг они получили известие, в котором сообщалось, что у них появился внук. Много раз Галина порывалась подробно написать родителям об изменениях в своей жизни, но вдруг всё пошло не так, как было задумано, и рассказывать почему-то расхотелось. Что-то менять, было уже поздно и не хотелось. Ей шёл уже четвёртый десяток. Она ведь не только пилот, но ещё и женщина. Значит, должна стать матерью. Она обрадовалась, когда у неё появилось это маленькое чудо под названием Денис. Отдыхать после родов ей долго не пришлось. Через семь месяцев Галина нашла няньку и снова стала летать. Конечно, хорошо бы подольше посидеть дома с малышом, но тогда пришлось бы опять переучиваться. Нянька попала ей с характером. Иногда они ругались, и Галина думала, что придётся искать другую женщину. На следующий день нянька, как ни в чём не бывало, приходила и даже посылала Смагину в театр.

– Что же вы никуда не ходите? – говорила она. – Сходите, развейтесь, я ведь с Денисом посижу.

Смагина Галина Олеговна - командир Як-40. Фото из личного архива Смагиной Г. О.
Смагина Галина Олеговна - командир Як-40. Фото из личного архива Смагиной Г. О.

Иногда из-за погоды она застревала в каком-нибудь дальнем аэропорту, но как только аэродромы начинали работать, ей первой разрешали вылет. С появлением малыша, в ожидании погоды, она ни разу не ночевала в каком-нибудь аэропорту. В отряде и городке к Галине относились с пониманием, но в любом коллективе среди порядочных людей встречаются и завистники и подлые люди.

По всем показателям у лётчика Галины Смагиной пришло время сдавать на пилота первого класса. И в этот самый момент у кого-то проснулась зависть. Какая-то баба дослужилась до пилота первого класса! Тут же пустячный недочёт стал предметом обсуждения Смагиной. Второй пилот позволил не корректный разговор с диспетчером, а Смагина не прервала его. В результате ей объявили первый в жизни выговор. Галина отнеслась к этому спокойно, она ведь хорошо знала об отношении к женщине в авиации.

Неожиданно Галине пришло приглашение в Москву. Это было начало 1977 года...

Оригинал поста с обсуждением смотрите завтра в моем блоге starcom68

Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал в Дзен