Так музыкальные критики называли одного из великих композиторов конца 19 века. Их ирония относилась не столько к творчеству Дворжака, сколько к его происхождению. Сын мясника – он и сам обучался фамильному ремеслу, но музыкальный дар и целеустремленность юного Антонина изменили предначертанное.
Антонин Дворжак родился 8 сентября 1841 года в местечке Нелагозевес севернее Праги. Отец - мясник, владелец небольшого постоялого двора. Антонин был старшим из восьми детей и должен был продолжить семейное дело, которым Дворжаки занимались уже не одно поколение. Антонин даже обучался мясницкому ремеслу и получил свидетельство об окончании курса, но тяга к музыке была слишком велика. Его первым музыкальным учителем стал кантор в местном костеле. В16 лет Дворжак поступил в Пражскую Органную школу, долго играл в камерных оркестрах и сочинял, сочинял...
Материальное положение композитора долгое время оставалось нелегким. Особенно после женитьбы - в ноябре 1873 года. Его женой стала дочь пражского ювелира Анна Чермак, которая, как отмечают в своих воспоминаниях друзья Дворжака, сделала все, чтобы в доме Мастера царила атмосфера душевного комфорта и супружеского счастья. В тот же год пришел и первый успех на родине: кантата "Наследники Белой горы” получила единодушное признание музыкальной критики и публики.
Дворжак продолжает интенсивно работать, создавая новые и все более зрелые произведения. И судьба наконец-то оказалась к нему благосклонной. Сначала, в январе 1875 года пришло известие из Вены о присуждении ему государственной стипендии, а затем произошло и другое событие, ставшее поворотным в его судьбе. Друзья тайком от композитора отослали несколько его произведений Иоганнесу Брамсу. Дуэты очень понравились Брамсу и он рекомендовал их своему берлинскому издателю, написав, в частности, следующие строки: «Решительно он очень талантливый человек. Кроме того, он беден. Прошу Вас принять это во внимание». Брамс не ограничился этим: в последующие годы он всячески способствовал исполнению произведений Дворжака в Вене, что и послужило началом широкого признания чешского композитора за рубежом. Очная встреча Брамса и Дворжака в конце 1878 года в Вене стала началом их многолетней дружбы - явление среди крупнейших музыкантов нечастое. Брамс (в беседе): «Я был бы рад, если бы мне удалось сочинить одну из тем, какие приходят в голову Дворжаку - так, мимоходом».
Музыкальные критики отзывались о таланте Дворжака более сдержанно и считали его крепким ремесленником, имея в виду как оценку его творчества, так и происхождение. От него композитор, кстати, никогда не открещивался и всегда сохранял тесные связи с родительским домом, где он в ранней юности изучал не только нотную грамоту, но и мясницкое ремесло. В 1884 году Дворжака пригласили в Великобританию. Творчество чешского композитора получило лестные отзывы критиков, а лондонские газеты не скрывали восхищения, как бывший мясник смог создать столь совершенные музыкальные произведения.
К концу 80-х годов вокруг Дворжака постепенно объединяются передовые деятели чешской культуры. В 1890 году его избирают в чешскую академию, Пражский и Кембриджский университеты присваивают ему почётное звание доктора музыки. С 1891 года он профессор Пражской консерватории. В 1892 года Дворжак принимает весьма выгодное в материальном плане и одновременно престижное предложение занять пост директора и профессора вновь образованной Нью-Йоркской консерватории.
В Америке он прожил три года и написал свою самую значительную, Девятую симфонию «Из Нового света», с грандиозным успехом исполненную в Нью-Йорке в декабре 1893 года. В произведениях того периода исследователи творчества Дворжака усматривают мотивы, предвосхитившие такой, казалось бы, сугубо американский жанр, как регтайм.
Однако тоска по родине заставила Дворжака вернуться в Прагу, где он прожил до конца своей жизни. В этот период (1900 год) он написал самую знаменитую свою оперу «Русалка», в 1901 году Дворжак возглавил Пражскую консерваторию.
В памяти тех, кто близко знал великого композитора, Дворжак остался заботливым семьянином, который всегда стремился обеспечить достойное существование своей большой семье. У Антонина и Анны родились девять детей, но трое из них умерли ещё в раннем детстве.
Антонин Дворжак был очень требователен к своему творчеству: свою первую оперу «Король и Угольщик» он переписывал трижды. Многие произведения композитор откладывал «в долгий ящик», чтобы отлежались. Затем возвращался к ним и тщательно переделывал, прежде чем вынести на суд публики.
Умер Дворжак 1 мая 1904 года, оставив после себя десять опер, девять симфоний, большое количество вокально-симфонических, камерно-инструментальных и фортепианных произведений, а также песни, романсы, ансамбли и хоры.