Как можно заметить, раннюю историю кочевых народов, проживавших в восточной части Дикого Поля приходится восстанавливать исключительно по археологическим источникам, что и понятно: своей письменностью ни "плиточники", ни херексуры, ни дворцовцы так и не обзавелись, а ближайшей письменной цивилизации - китайской - долгое время не было до "северных варваров" никакого дела: живут себе какие-то племена пастухов в северной глухомани и живут, какое дело Сыновьям Неба до них и их мелких драк, проходящих за тысячи ли от китайских границ? И тут в одно мгновенье все изменилось. Через незащищенную северную границу на Китай обрушились огромные, жаждущие крови и золота, орды кочевников, называвших себя "хунну". Китайцы в ужасе пытались понять, что происходит, а ответ на это был прост: у "северных варваров" появился могучий вождь, объединивший разрозненные племена в одно целое и во главе гигантской армии двинувшийся на юг. Имя ему было Модэ.
Восхождение к власти.
Модэ родился в семье шаньюя (верховного правителя) хунну Тоуманя и находился на правах нелюбимого наследника. В 18 лет отец отправил его в знак "мирных" намерений заложником к племенам юэчжей (на деле он планировал напасть на них, справедливо рассчитывая, что заложника в таком случае казнят). Но Модэ разгадал план отца и при начале нападения убил своего охранника и бежал обратно к хунну, во главе одного из отрядов которых наголову разбил юэчжей. Пораженный удалью сына, Тоумань по окончании войны выделил ему удел в 10 тысяч семей.
На новом месте Модэ стал обучать воинов, введя в обращение специальную, свистящую, стрелу (некоторые приписывают само ее изобретение Модэ, хотя это не совсем так) и приказал своим воинам стрелять туда, куда и он. Один раз на военном смотре он ни с того, ни с сего пустил стрелу в своего любимого коня, а тех, кто ослушался, приказал немедленно обезглавить. Затем он выстрелил в свою любимую жену, снова обезглавив тех, кто не стал стрелять. Третья стрела Модэ прилетела уже в его родного отца и на этот раз уже никто не посмел ослушаться нового великого вождя хунну.
Воин и дипломат.
Встав у руля власти в 209 году до н. э. Модэ тут же заключил мир с согдийцами безо всяких условий, а вот восточные кочевники дунху потребовали у хунну сначала лучших коней, потом лучших женщин (Модэ отдал им и то, и другое, не только отрубив головы несогласным, но и подав личный пример, отдав дунху свою жену). Но когда дунху потребовали у Модэ полупустынные земли на восточной границе, он отказал им, заявив, что в этих землях находится "сердце его государства" и в последовавшей краткой войне наголову разбил дунху. Затем он разгромил старых противников хунну юэчжи и в 201 году до н. э с 300-тысячной армией обрушился на Китай.
Сначала Модэ покорил кочевые племена, проживавшие в Ордосе (ныне территория Внутренней Монголии). Китайцы на это никак не отреагировали, так как в этот момент были слишком заняты своими внутренними делами. Свое вторжение в Китай Модэ начал с осады крепости Маи, закончившейся очень быстро: ее комендант Хань Синь сдал ее без боя. После этого уже ничто не помешало хунну разорить центральный Китай. Навстречу хунну выступил с 320-тысячной армией лично император Хань Гао-Цзу. В ответ Модэ со своим войском отступил из Китая, заманив китайскую армию в пустыню Гоби, где неделю продержал в осаде и согласился отпустить за огромный выкуп и Договор Мира и Родства, после чего хунну получили от китайцев прозвище "самые культурные из варваров".
Заключённым договором Модэ остался недоволен и регулярно совершал набеги на Китай, в чем ему помогал перешедший на сторону хунну Хань Синь. Вообще, китайцы в державе Модэ были обычным явлением, ведь туда бежала как знать от террора и притеснений со стороны императора, так и простой люд, ведь Модэ давал участки под земледелие и скотоводство всем, кто мог их обработать и не обременял своих подданных налогами, в отличие от китайских чиновников, дравших с крестьян три шкуры. Не раз китайцы пытались заставить Модэ прекратить грабить их земли, но память о разгроме 201 года до н. э их неизменно останавливала. Наконец, китайцам удалось набрать 100-тысячную армию для похода на север, но Модэ, прознав об этом, отправил в Лоян трофеи с недавно завершенной победоносной войны с юэчжи, тонко намекая китайцам, что с ними будет то же самое. После этого уже никто в Китае не осмеливался даже думать о войне с хунну.
Пришедший к власти на крови, шаньюй Модэ, тем не менее, прожил долгую жизнь, скончавшись своей смертью в 174 году до н. э. А его потомки расширили и укрепили построенную им империю, просуществовавшую ещё 300 лет.