В 1927 году французский испанист Морис Лежандр опубликовал исследование о пустынном горном районе Испании под названием Лас-Урдес – упадочная земля, где люди ежедневно борются за существование.
Луис Бунюэль, режиссер, к перевалу между десятилетиями знаменитый своими провокационными, радикальными фильмами «Андалузский пес» и «Золотой век», вдохновляется работой Лежандра и в 1933 году выпускает документальную картину о стагнирующе-умирающей комарке Лас-Урдес «Земля без хлеба».
Год 2018(19). На экраны выходит анимадок (причудливое сочетание анимации и «документа») «Бунюэль в лабиринте черепах» режиссера Сальвадора Симо. Фильм раскрывает изнанку путешествия Бунюэля в тлеющий район страны для съемок «Земли без хлеба».
Так образуется трехзвенная цепь «работа Лежандра ➡️фильм Бунюэля ➡️фильм Симо».
В свою очередь «Бунюэль в лабиринте черепах», что является в выше представленной цепи замыкающим, так же включает три уровня сообщения.
Верхним ярусом выступают разбросанные кадры фильма Бунюэля «Земля без хлеба» внутри повествования анимадока Симо. Допустим, сцена с тяжело больной крестьянской девочкой, которая обессиленно лежит на камнях. Зритель видит маленькое уставшее тело, нарывающий рот, а значит, вправе сделать вывод: ребенок скоро умрет.
Средним ярусом служит повествование – сюжетная линия в границах рисованного путешествия Бунюэля и его съемочной группы. Обратимся все к той же сцене с умирающей девочкой. Зритель получает дополненное высказывание: за кадром Луис при виде безнадежно-усыхающего тела ребенка просит оператора остановить съемку. Бунюэль, который на протяжении всего путешествия был жесток, требователен и иррационален, стреляя в горных козлов и истязая случайно купленного осла роем ос во имя драматизации, становится мягок и чувственен. Герой претерпевает изменения, совершается слом.
Нижним ярусом являются сны анимационного Бунюэля, которые включают внутренних отца и мать, со-творца Сальвадора Дали, связанные с ним образы, и, конечно же, Смерть. В продолжении раскрытия глубины сцены с отходящей в иной мир девочкой обратимся именно к образу Смерти. Высокая шляпа в сочетании с неловкими движениями, заключенные в ссохшемся человеке, который то появляется в лабиринте черепах, то исчезает, каждый раз маня Луиса за собой. В финале Смерть и Бунюэль встречаются. Вступить в контакт со Смертью в сновидении означает освободиться от оков прошлого и встать на путь преобразования, подразумевается метафизическое умерщвление и грядущее возрождение героя.
Новая цепь выглядит так «кадры фильма Бунюэля ➡️сюжетная линия анимадока ➡️сны рисованного Бунюэля».
Так же данная цепь соотносится с этажами человеческой психи (по З.Фрейду). Кадры из «Земли без хлеба» в контексте фильма Симо можно отождествить со сверхсознанием (цензурированная поверхность). ➡️ Сюжетная линия анимадока сопоставляется с сознанием (регуляция внешних действий). ➡️Сны являются бессознательной частью психики героя (неконтролируемый выплеск вытесненного в ярких картинках).
Лабиринт черепах – это запутанные улицы среди маленьких домов с подобными панцирю крышами Лас-Урдеса, но так же это и нехоженые героем тропинки бессознательного.
В 1922 году в Лас-Урдесе появилась первая дорога, связывающая регион с внешним миром, то есть была выстроена коммуникация сознания с подсознанием. По этой самой дороге переправляется Луис Бунюэль в поисках истинного себя.
Столкновение провоцируемой Луисом драматизации событий с реальностью бытия ломает, меняет мульпликационного Бунюэля. Вершится встреча сознания с бессознательным, результатом которой является выход героя из затянувшегося кризиса.
Кинокритик Зигфрид Кракауэр после просмотра «Земли без хлеба» сказал о пути Бунюэля: «..от сюрреалистических поисков к раскрытию чудовищной сущности самой реальности».
О фильме «Бунюэль в лабиринте черепах», углубляя цитату исследователя, - через сюрреалистические поиски к раскрытию чудовищной сущности личности.