Найти тему
Дневник лузера

Лузер до дневника. Поворот в никуда

После поступления на Wordshop карьера лузера резко пошла в гору. Сначала ему подняли зарплату, потом повысили до копирайтера без приставки junior, а потом ещё раз подняли зарплату. Она достигла астрономических, для юного лузера, полутора тысяч долларов. И всё это происходило на фоне сильнейших пертурбаций внутри агентства.

Дело в том, что в один прекрасный день (думаю, в итоге все главные герои этого дня так и решили, что день, на самом деле, был прекрасным) генеральный директор агентства уволила три ключевые фигуры компании: креативного директора, стратега и аккаунт директора. Без предупреждения. В один день. Всех троих. Сложно сказать с чем это было связано. Скорее всего с гормональным всплеском беременной 27летней девушки, стоящей у руля этого стартапа. Поступок был, конечно, сильным, но невероятно глупым. И последующие события это подтвердили.

Сделано всё было явно спонтанно. После «обезглавливания» всех отделов, агентство погрузилось в пучину неопределённости. Эйчары кинулись искать замену головам, а коллеги лузера выкладывать резюме на «хедхантер». Видимо текущее положение дел было настолько плохим, что никто не хотел идти возглавлять агентство. Но кто ищет, тот всегда найдёт. И они нашли.

Креативный отдел возглавил манерный светловолосый тип, который гордился своим красным дипломом по архитектуре. Или художественным? Плевать. Надо ли говорить, что лузер его люто невзлюбил? Записывать себе в заслуги пятёрочки, выставлять это напоказ, да ещё и аргументировать этим свою правоту? Шутить изволите? Но новый креативный директор не шутил. Оставим пока эту личную неприязнь в покое, и проверим, как там дела на Вордшопе.

А на Вордшопе всё было отлично. Крутейшие лекторы, кейсы и сами студенты. Саша учился в обществе людей, которые сегодня составляют цвет российской рекламы. Лузер же потеряется где-то в чёрно-белом спектре. Но тогда он этого не знал. Он общался, впитывал, заключал пари о том, кто первый станет креативным директором. Счастливое будущее в индустрии казалось ему свершимся фактом. Но настоящее внесло свои коррективы.

По мере обучения в лучшей рекламной школе страны и продвижения на работе, Сашино ЧСВ пробило потолок и устремилось к звёздам. Сам того не замечая, лузер начал кичиться своим образованием, совсем как тот креативный директор, которого Саша так презирал. Медленно, но, верно, он превращался в высокомерное, дерзкое и неблагодарное (учёбу лузера на Вордшопе оплатило агентство) существо. Ну, как превращался. Таким он, по сути, и был. Просто снял маску. Всё это вылилось в открытое противостояние с крео диром, и Саша был уволен. Уходил он с гордо поднятой головой. А как иначе? Он ведь был прав. Всегда прав. Причины этого ощущения правоты вскроются много лет спустя. Но до этого ещё далеко.

Уходил он в никуда. И вместо того, чтобы найти новое агентство и продолжить карьеру копирайтера, Остапа понесло. Слава рекламного классика Дэвида Огилви не давала Саше покоя. В своей книге «О рекламе» классик писал, что «настоящий копирайтер должен для начала проработать не менее года в прямых продажах, и только потом уже идти в агентство, создавать рекламу». И сам Огилви проходил этот путь, проработав несколько лет в продажах до своей рекламной карьеры. На самом деле, это очень правильный подход. Реклама должна продавать, а не развлекать, удивлять и прочее. Продажа первична, а потом уже всё остальное. Задача креатива в том, чтобы человек совершил покупку, а не развлёкся. Это и есть настоящая реклама. Всё остальное – творчество. Логично, что человек, который сам не умеет продавать, не сможет сделать и хорошую рекламу. Уверен, что не умеющие продавать рекламисты характерны для сегодняшней индустрии также, как это было в 1983 году (дата издания книги Д. Огилви «О рекламе»). Но мы отвлеклись.

Итак, Саша решил пойти в продажи. В самую жесть. Он устроился продавцом пылесосов Kirby. Из лампового интеллигентского мира рекламы, где на работу можно было прийти к обеду, пообедать, а потом поспать прямо в офисе на подушках, лузер переместился в чёрно-белый мир галстуков и жёсткой дисциплины с баптистским уклоном. Как он туда попал, одному Богу известно. Не последнюю роль тут видимо сыграла строчка из той же самой книги Огилви про то, что лучше бы копирайтеру поработать коммивояжёром. Лучше бы ты, Дэвид, этого не писал…. Во истину, научи дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт. Саша купил себе в каком-то стоке деловой костюм, рубашку, туфли, галстук Armani, и поехал осваивать искусство торговли.

Ехать приходилось через весь город. Дорога занимала порядка двух часов в одну сторону, а рабочий день начинался с 8 утра. Для того, чтобы добраться вовремя, приходилось вставать в 5 утра. А ложился лузер самое раннее в час ночи. По пути на работу Саша спал в метро, свернувшись на сиденье вагона, но всё равно дико не высыпался. А по приезду на работу его ждало одно из самых странных действ, которые он видел в жизни. Все сотрудники компании собирались в каком-то актовом зале. Лидеры (начальники подразделений) выкрикивали в микрофон какие-то лозунги, произносили зажигательные речи, люди выкрикивали что-то в ответ. Потом включали музыку, и люди начинали танцевать змейкой, выходить на сцену. Всё это сопровождалось декалитрами дешёвого растворимого кофе. В общем, что-то среднее между выступлением Тони Роббинса и скучным вторником в секте баптистов. Сашин начальник, вероятно понимая, что это форменный пиздец, мягко называл эту вакханалию «американщиной», пытаясь оправдать тот ад, что творился вокруг. Клянусь Богом, лучше бы я это придумал. Это было на самом деле.

После священнодействия, продавцов и пылесосы погружали в минивэны, и везли в спальные районы Москвы, продавать. Схема была следующей. Для высадки выбирался двор с большим количеством высоток (а соответственно и людей). Сначала в дело вступали опытные продавцы (спецназ). Задачей спецназа было ходить по квартирам и предлагать людям «бесплатную химчистку» ковра или мебели. Если люди соглашались, то в дело вступали продавцы (пехота). Они тащили драгоценный (5000$ на минуточку) пылесос, и демонстрировали его сверх способности, пытаясь впарить грязным пенсионеркам решение проблемы кошачьей шерсти на ковре.

Сашу хватило дней на 5. И не потому, что он сдался (самые тупые вещи он всегда делал с завидным упорством). Потому что его уволили. Пытаясь найти подход к очередному покупателю, Саша напился с ним самогона. Подхода он так и не нашёл, а сектантам почему-то не понравился запах перегара. Видимо даже для Диониса секта Kirby была настолько богомерзкой, что он решил спасти заблудшую душу. Но Меркурий, как известно, любит новые начинания, поэтому лузер на следующий же день проходил новое собеседование. В компании «Что Делать Консалт», но об этом в следующей главе.

Это была весна 2007го. Большую часть пути до этого момента лузер проделал в одиночестве. Видимо, вдохновившись «триумфальным покорением Москвы» лузера, к Саше приехали два школьных друга. А чуть ранее приехала миловидная девушка нестрогих правил, с которой Саша познакомился во время своего алтайского отпуска накануне (это очень мутная часть истории). А за ней приехал бывший коллега по новосибирскому агентству. В какой-то момент в Сашиной однушке с одним диваном теснилось 5 взрослых людей.

Это было очень странное время…

Денег получено за месяц ($): 15\10 000

Денег отложено за месяц (%): 0\50

Рутина (часов): 0\0

Летних дней прожито: 15\365

Долг было\стало\кредиторов было\стало: 28218,40\28264,56\12\14

Книг читаю\прочитано\прочитать: 4\0\100

Что мы говорим Богу Бросания Курить?: Не сегодня

Английский (уровень): PRE-INTERMEDIATE/INTERMEDIATE

Велосипед за неделю (км): 148,7\200

Партий в шахматы сыграно: 4\3

Рейтинг в шахматах: 1025