Фестиваль приурочен к 100-летию “русского Версаля”. Накануне была завершена масштабная реставрация всего музейно-усадебного комплекса Архангельское, включая объекты живописи и скульптуры. В музее даже появился часовщик, который займется ремонтом старинных часов.
Программа праздника обещала необозримое число развлечений и представлений, была настолько яркой, что на месте праздник показался скромным. О самом Тьеполо мы узнали с большим трудом - пришлось самостоятельно отыскивать следы его присутствия в усадьбе. Обнаружились они во дворце, в одноименном зале, где представлены полотна художника, такие как “Пир Клеопатры” и “Встреча Антония и Клеопатры”, а также малозаметная витрина с венецианскими гравюрами, экспозиция которых тоже приурочена к фестивалю. Здесь же из информационных листов мы узнаём, в чем особенность фигуры Джамбаттисты Тьеполо как живописца, вдохновляющего театральные подмостки своими сюжетами, и, в свою очередь, черпающего пищу для творчества в театральной среде.
Мы получили представление о том, какой интересный и сложносоставный организм - венецианский театр, все части которого взаимозависимы, где сценарист может одновременно быть и композитором для своих пьес, актер театра - художником. Тьеполо заканчивает период пафосных сюжетов в театре, на его смену уже придут житейские драмы, комедии, где в фокусе внимания уже не выдающиеся исторические или мифологические персонажи, а простые люди, современники.
Любопытные подробности о театральной моде и традициях среди зрителей мы узнали из представленного отрывка труда Луи Риккобони “Исторические и критические размышления о различных театрах Европы”, например: “Дамы и господа, желающие сидеть в партере, очень заботятся о том, чтобы одеться поскромнее. Дело в том, что есть привычка плевать из ложи в партер и бросать туда объедки…”
Авторы фестиваля советуют обратить внимание и на работы других итальянских художников и скульпторов, представленных в музее, ну а сам дворец нам показывает все разнообразие и великолепие коллекции Юсуповых.
Большая часть посетителей фестиваля, конечно, была рассредоточена по территории самого парка под открытым небом, что вполне объяснимо - погода снова подарила солнечный день, вопреки неблагоприятным прогнозам синоптиков, что способствовало созданию национального коленкора, да и дегустировать итальянское молодое вино и сыры гораздо приятнее, купаясь в лучах солнца и наслаждаясь итальянской музыкой. На фестиваль однозначно стоило прийти, особенно приятно, что в программе были не только развлекательные, кулинарные и коммерческие составляющие, но и пища для духовного развития.