На последнем вручении самой громкой кинонаграды одним из фаворитов стал фильм «Зеленая книга», получивший «Оскаров» в номинациях «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль второго плана» и «Лучший сценарий». И вроде тема важнейшая, а сама картина – яркая и с хорошим актерским составом, но от ощущения незавершенности никуда не деться.
Сюжет, основанный на реальных событиях, думаю, многим знаком – менеджер знаменитого пианиста-афроамериканца Дона Ширли (Махершала Али) нанимает ему водителя-решалу Тони Болтуна, он же Фрэнк Валлелонга (Вигго Мортенсен) для турне по южным штатам. Время действия – начало 60-х, самый расцвет расистских настроений. Негров обслуживают далеко не везде, радушный прием им оказывают разве что в заведениях, упомянутых в «Зеленой книге» – справочнике для темнокожих водителей.
Кино начинается с джаза – великолепнейшая «Black magic» в клубе прямо-таки задает правильный настрой. В принципе весь фильм выдержан в этом духе: легкий, несмотря на тяжелую тему, ловкость рук Тони, который умелыми пассами разводит сгущающиеся над головой незадачливого музыканта тучи, абсолютно разные люди, с удивлением открывающие друг в друге «человеческие» черты.
По идее, каждый из них воспринимает вынужденного напарника как дикаря и не-ровню. Потому что – ну… негр! (в начале фильма персонаж Вигго даже выкидывает стаканы после того, как из них попили темнокожие сантехники). И потому что – абсолютно невежественный итальянец-обжора, никаких манер, никакого представления о культуре, о нормальной речи и манерах.
Тем не менее большой совместный путь, где приходилось ладить – ради денег и ради медленного преодоления расовых предрассудков – оказался дорогой к дружбе. Правда, родня пианиста таки утверждает, что в фильме не всё правда. Мол, и дружеские отношения – весьма натянутое определение (хотя тому есть аудиодоказательство самого Ширли), и что собственная семья Дона не отвергала, и уж конечно, он не высасывал по бутыли скотча каждый вечер, спасаясь от одиночества.
Насчет достоверности этих деталей ничего не могу сказать, но лично меня смутил сам игровой тон. Ужасно люблю иронию, юмор и всякое ёрничанье, а тут легкость вдруг показалась натужной и обесценивающей происходящее. С другой стороны, странно предъявлять подобные претензии – то ж авторская подача. А Мортенсен, на мой вкус, немного слишком развинчен и чуть больше необходимого неотесан, до скрипучей неестественности.
Ещё напрягло натужное подчеркивание многочисленных талантов Ширли, например, что он полиглот и знает русский, итальянский и еще несколько языков. Как раз такие подробности нужно было преподносить легче и непринужденнее, ведь Дон и без того заслуживает уважения просто по факту своей замечательной музыкальной карьеры.
Зато сцены с расистскими выпадами показались очень достоверными. Аж руки дрожали от бессилия и возмущения, когда пианиста в перерыве попросили выйти в уличную уборную (туалэт типа сортир), поскольку благоустроенная туалетная комната только для белых. Мне понравился третий вариант, который выбрали герои – съездить в отель)
В общем, фильм любопытный, хоть и раздражающий местами. Так может, своей неоднозначностью он и хорош?