В повседневной жизни мы даже не задумываемся о том, насколько корректно в зависимости от конкретной ситуации использовать по отношению к нашим любимым беспилотным летательным аппаратам те или иные наименования, начиная от укоренившихся дронов, беспилотников, мульти/три/квадро/гексо/окто - коптеров и заканчивая смешением всех возможных аббревиатур БЛА, БПЛА, БВС, ДПВС, БАС, ДПАС.
Литература
Прежде чем перейти к подробному разбору указанных определений, хотелось бы обратить Ваше внимание, что наиболее полный перечень технической терминологии, а также основные общепринятые классификации беспилотных летательных аппаратов, на сегодняшний день, представлены в уникальной по своему содержанию и системности изложения монографии под редакцией Фетисова В.С. "Беспилотная авиация: терминология, классификация, современное состояние" (ISBN: 978-5-9903144-3-6). Что немаловажно, в монографии уделено особое внимание проблеме некорректного перевода специальных терминов из иностранной научно-технической литературы.
Кроме того, на одном из популярных интернет-ресурсов содержится перевод (рерайты которого в дальнейшем просто заполонили отечественные площадки "о новостях из мира дронов") обстоятельной статьи 2016 года A brief history of "drone" by Brian Benchoff, в которой можно подробно проследить этимологию слова "дрон" от зарождения авиации и до наших дней.
Классификации
Для упрощения понимания последующих текстов, с большим объемом правовой информации и различных аббревиатур считаем целесообразным разделить все существующие наименования беспилотников на две группы определений:
- Имеющие юридическое значение (т.н. "легальные определения" - прямо содержащиеся в источниках права) - будут подробно рассмотрены в отдельной публикации
- Все остальные, соотвественно не имеющие юридического значения - к примеру, технические, общеупотребимые и т.д. В общем виде, взяв за основу технический критерий разграничения летательных аппаратов, все определения можно распределить следующим образом:
Родовыми будут являться самые общие определения - дроны и беспилотники, т.к. в своем лексическом значении они не ограничены сферой воздуха. Так, помимо воздушных, возможно существование беспилотных мобильных средств, именуемых в иностранной литературе как unmanned vehicles, в оставшихся четырех средах обитания: космос, суша, водная и подземная среда.
Если рассматривать беспилотники и дроны на уровень ниже, исключительно в контексте применения в воздушной среде, то они по-прежнему сохранят свой "консолидирующий" характер, поскольку объединят в себе все множество существующих технических классификаций летательных аппаратов, начиная от наиболее общего деления на аппараты:
- Тяжелее воздуха
- Легче воздуха, т.н. "аэростатические"
и заканчивая делением на конкретные типы конструкций летательных аппаратов:
- Самолетного типа (fixed-wing) - создающие подъемную силу аэродинамическим способом с помощью набегающего воздушного потока на неподвижное крыло.
В рамках этой подгруппы можно дополнительно выделить, пожалуй наиболее перспективную конструкцию дронов - самолеты вертикального взлета и посадки СВВП (Vertical Take-off and Landing - VTOL).
- Вертолетного типа (rotary-wing; rotorcraft; helicopter) - аппараты "с вращающимся крылом", которые можно дополнительно дифференцировать на спроектированные по одновинтовой и двухвинтовой схеме.
- Сочетающие в себе особенности первых двух групп - автожиры (будем рады увидеть в комментариях ссылки на известные Вам БЛА, построенные по этой схеме) и конвертопланы.
- Мультикоптеры - "многовинтовые вертолеты" с количеством несущих винтов больше двух, т.е. всем известные три/квадро/гексо/окто - коптеры.
Что дает понимание этих определений?
Использующиеся в настоящее время вышеописанные "традиционные" категории пилотируемых судов либо уже имеют, либо в перспективе должны получить свои беспилотные модификации.
На наш взгляд, именно определение общности и различий между пилотируемыми и беспилотными воздушными судами должно стать отправной точкой для дальнейшей разработки эффективной системы правового регулирования данной сферы, о чем мы подробно поговорим в следующих материалах.
Статья была Вам интересна и полезна? Не забудьте поставить "палец вверх" и подписаться на канал! Распространяйте материалы канала среди владельцев беспилотников и всех интересующихся!!!
Надеемся, что полученная информация поможет реализовать Ваше #право_на_полет с соблюдением всех необходимых требований✈🚁🚀