Найти в Дзене
Алексей Николаев

Как любовь правит миром

Любовь правит миром и царствует в мире таким же образом, каким она царствует в семье. Семейный микромир любви, устроенный по нравственному закону, развернут в мировое царство любви, построенное по принципу семейных сот и стоящее на фундаментальной триаде сверхперсональной любви: семейная любовь, любовь к отечеству, любовь к человечеству.

Популярная этика, статья 27

Любовь к человечеству по-другому зовется всеобщей любовью и, как и семейная любовь, имеет две стороны: персональную и сверхперсональную, а именно: любовь к ближнему и любовь к человечеству. Всеобщая любовь вводит ближнего в сердце как родного, просветляя и вразумляя сердце нравственным сознанием всеобщего родства, связывающего человечество как большую семью.

Любовь к отечеству эквивалентна любви к своему народу, которая есть усеченная всеобщая любовь, то есть ограниченная национальным самосознанием, в котором ближний – это соотечественник. Если б на планете был один народ, то любовь к народу ничем не отличалась бы от любви к человечеству.

Триада сверхперсональной любви к своей семье, к своему народу и ко всему человечеству задана триадой родового самосознания человека: семейное самосознание, национальное самосознание, космополитическое самосознание.

Семейное самосознание – это сознание себя членом своей семьи. Национальное самосознание – это сознание себя сыном своего народа и отечества. Космополитическое самосознание – это сознание себя сыном человечества.

Триединое родовое самосознание является элементом нравственной природы человека и зиждется в оной на триаде родства: кровное родство, национальное родство, всеобщее родство. Родство – это моральная вещь с совестливыми корнями. Родство, лишенное морального смысла и не поддерживаемое совестью, не имеет силы в самосознании человека. А у Ивана, родства не помнящего, что-то не так с совестью.

Триада родового самосознания обусловлена родовым делением человечества, которое делится по принципу родства на родственные группы народов, а народы делятся в себе на семейные роды и на личные семьи. Принцип родового деления человечества – это, другими словами, принцип семейных сот, в соответствии с коим человечество – это семья народов, объединенных сознанием всеобщего родства, а народ – это семья личных семей, объединенных национальным самосознанием, а каждая личная семья каждого человека объединена семейным самосознанием.

Родовое самосознание играет для любви роль сверхсердечной точки опоры. Опираясь на родовое самосознание, любовь вселяется в сердце и воцаряется в душе. Человек крепче любит свою семью, хорошо сознавая кровное родство, и обретает любовь к отечеству в сердце на основе национального самосознания. А сознавая, что все люди на планете – братья, человек проникается в сердце любовью к человечеству.

Сотовая триада любви к семье, к народу и к человечеству – это триада родового братства людей: семейное братство, народное братство, всеобщее братство. Братство – это единение людей как друзей, а друзей – как братьев, и братьев – как друзей, согласно братской формуле дружбы, гласящей: брат – это друг, а друг – как брат.

Дружба – это любовь как братство. Дружба, во-первых, содержится в семейной любви, а вне семьи дружба копирует собой семейную любовь и расширяет семейный круг друзьями. Близкие друзья теснят в сердце родню, а нелюбимая родня выталкивается из сердца вон, удерживаясь, однако, в сфере близких отношений сознанием кровного родства, которое единит семью как семейное братство.

Кроме родового братства, есть сверхродовое братство, одной из форм коего является братство сподвижников, порождаемое на ниве труда любовью к труду. На основе любви к труду и трудового соратничества трудовой коллектив обретается человеком как вторая семья и расширяет собой круг близкой родни и близких друзей.

Вот как-то так составлено мировое царство любви по принципу семейных сот.