С точки зрения этики, любовь – это моральная вещь, произрастающая на почве нравственной природы души и слитая воедино с совестью в своих душевных корнях вплоть до неразличимости. Совесть движет человеком как любовь, а любовь – как совесть. Совесть добра, как любовь, а любовь мудра, как совесть.
Популярная этика, статья 23
Предметы любви делятся прежде всего на две категории: высшие предметы любви и прочие предметы любви. К первым относятся как минимум четыре предмета любви, а именно: человек, труд, свобода, истина. Высшими предметами любви порождаются принципиально разные жизненные формы любви: любовь к человеку, любовь к труду, любовь к свободе, любовь к истине. В жизненных формах любви проявляется в действии добродетель любви как способность к любви.
К высшим предметам любви может добавиться бог, если вы веруете в бога. К высшим предметам любви можно отнести жизнь, но это есть многосложный предмет любви, охватывающий собой все, что любит человек в жизни и к чему привязан человек в жизни, так что любовь к жизни растворена во всех формах любви и сердечных привязанностях.
Любовь человека к человеку двояка как персональная любовь, питаемая к отдельным людям лично, и как сверхперсональная любовь, имеющая три базовые формы: любовь к семье, любовь к народу, любовь к человечеству.
Человек является предметом персональной любви для себя самого и для других, то есть как предмет собственной любви и как предмет любви других людей. Любовь к себе называется иначе самолюбием. Другой любимый человек имеет четыре основных лика: член семьи, друг, ближний, романтический возлюбленный или возлюбленная.
В семье персональная любовь имеет четыре базовые формы: супружеская любовь, родительская любовь, сыновне-дочерняя любовь, братско-сестринская любовь. Базовая тетрада развернута в 14 форм, соответственно 14-ти предметам персональной любви в кругу близкой родни: любовь мужа к жене и любовь жены к мужу, любовь отца к сыну и к дочери, любовь матери к сыну и к дочери, любовь сына к отцу и к матери, любовь дочери к отцу и к матери, любовь брата к брату и к сестре, любовь сестры к брату и к сестре.
Человек любит всех вместе родных своих как семью свою, а это значит, что семейная любовь имеет две стороны как персональная любовь к каждому члену семьи и как сверхперсональная любовь ко всей семье.
Семейная любовь выходит за пределы двух поколений семьи, охватывая дедушек с бабушками, внуков с внучками, дядюшек с тетушками, племянников с племянницами, кузенов с кузинами, но семейная любовь заметно меняет свойства и гаснет с возрастанием степеней родства. Любовь к дальним родственникам представляет собой что-то вроде третьего среднего между семейной любовью и дружбой или между семейной любовью и любовью к ближнему.
Вне семьи персональная любовь имеет три основные формы: дружба, любовь к ближнему, романтическая любовь между мужчиной и женщиной. Ближний – это любой человек как брат в человечестве независимо от родства и от национальной принадлежности.
Прочие, кроме высших, предметы любви различаются как особые причины сердечных чувств, больше похожих на любовь, чем на привязанность, например: сострадательная любовь ко всему живому, правозащитная любовь к животным, любовь к своему городу, любовь к своему дому.
Особым предметом любви является прекрасное. Любовь к прекрасному двояка как любовь к природным красотам и как любовь к искусству, а последняя множится по видам искусства как любовь к литературе, к архитектуре, к музыке и так далее.
Любовь тотальна и стремится охватить своими формами все, что достойно любви. Любви человека достойно то, что достойно его самого, то есть соответствует достоинством достоинству человека. Достоинство предметов любви – это высокая ценность оных, обусловленная тем, что они приводят в действие добродетельную способность к любви и делают человека лучше и счастливей.
Если кто-то любит что-то, делающее его хуже и не соответствующее достоинству человека, – это не любовь, а любвеподобная зависимость вроде вредных привычек, обычно обусловленная порочными страстями и культом ложных ценностей в сознании.