Новая глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сформировала состав Комиссии. Прежде чем комиссары смогу приступить к работе, их должны одобрить Евродепутаты, но выбранные кандидаты уже позволяют говорить о стратегии Урсулы в борьбе с унаследованными кризисами, о политических приоритетах и о том, какой она видит роль Комиссии. Об этом подборка аналитических статей западных экспертов
ЛОВУШКИ УРСУЛЫ
Паоло Джентилони получил официальное назначение в качестве комиссара по экономике. Politico.eu пишут, что Италии во главе экономической политики ЕС выглядит как большая победа, ведь Италия славится ужасной бюджетной дисциплиной. Однако многое будет зависеть от того, как они поделят полномочия с вице-президентом комиссии Валдисом Домбровскисом. Есть и другое но: правительство Италии настаивает на ослаблении фискальных правил ЕС и менее строгом подходе к урегулированию кризисов, но это не подходит Брюсселю, из-за чего Джентилони может оказаться в ловушке между хозяевами в Риме и Брюсселе. Издание верит, что Урсула отдала такой важный портфель главному бутовщику, чтобы убедить Италию действовать ответственно и отказаться от своих евроскептических тенденций.
Хитрой стратегию Фон дер Ляйен назвало и другое издание, Lidové noviny. Вера Юрова из Чехии номинирована на должность комиссара по вопросам верховенства закона. До этого пост занимал голландец Франс Тиммерманс, который сражался и чешский премьер-министр Андрей Бабиш. Поэтому назначение Юровой на пост было бы честью для Чехии, но это и определенный вызов. Юрове предстоит урегулировать спорные вопросы между ЕС и странами Вышеградской четвёрки. На этом фоне некоторые эксперты рассматривают предложение фон дер Ляйен как попытку подорвать альянс стран Вышеградской четвёрки.
ПОДАРОК ДЛЯ КРАЙНЕ ПРАВЫХ
Урсула фон дер Ляйен создала новый пост заместителя главы Еврокомиссии по защите европейского образа жизни. Хотя после обвала критики Урсула решила переименовать должность, посыл ясен. Журналист Дэниел Триллинг (Daniel Trilling) считает, что такой дебют является проявлением обширной тенденции: центристы перенимают требования крайне правых противников, пытаясь сдержать их. Технократы считают, что необходимо занять жесткую позицию в отношении контроля границу, чтобы решить «законные проблемы» «простых людей», и тогда популисты утратят свою силу. К сожалению, это ложное решение, основанное на ложном понимании основ. Именно национализм, а не популизм или «антиэлитизм», среди избирателей – наибольшая угроза в Европе. «Европейский» все еще часто используется как синоним «белых людей». Действительно, когда фон дер Ляйен заявила, что ее новые комиссары будут «столь же разнообразны, как и Европа», она не заметила, что все они были белыми.
По словам фон дер Ляйен, «европейский образ жизни строится на солидарности, душевном спокойствии и безопасности. Мы должны устранить и развеять законные опасения по поводу воздействия нелегальной миграции на нашу экономику и общество». Она была шокирована отрицательной реакцией на новую должность, сообщив, что хотела забрать обратно риторику о безопасности от крайне правых. Но разграничительная линия между Европой и остальными лишь усиливает мысль о том, что нужно опасаться миграции и культурных различий. Если европейские лидеры имеют в своем распоряжении только банальности для определения «европейского образа жизни», то есть другие политики, которые ждут, чтобы заполнить такие пустые фразы гораздо более опасным содержанием.
РЕВЕРАНС ОРБАНУ
Ливен Сион (Lieven Sioen) из De Standaard также осудил название нового подразделения. Он считает, что это прогиб перед премьер-министром Венгрии Орбаном. Люди действительно чувствуют потребность в идентичности, в безопасности, в чувстве дома среди стремительных перемен, а миграция – это почва, на которой взрастают страх и дискомфорт. Брюссель долгое время игнорировал эту проблему. Теперь этой темой займётся один из заместителей председателя Еврокомиссии – значит этот вопрос в приоритете. Однако увязывая миграционную политику с защитой европейского образа жизни, Еврокомиссия заставляет поверить, что такую постановку вопроса она переняла от Орбана.
БОЛЕЕ СБАЛАНСИРОВАННАЯ, МЕНЕЕ БЕСПРИСТРАСТНАЯ
Дэниел Грос (Daniel Gros) и Стивен Блокманс (Steven Blockmans) в статье для CEPS заявили, что это самая сбалансированная комиссия: больше женщин, чем когда-либо (13 из 27), географически сбалансирована на уровне вице-президентов и охватывает три поколения (младшему 28, старшему 72). Но, возможно, она будет менее беспристрастной.
Комиссия должна выступать защитницей договоров ЕС. Независимость и беспристрастность особенно важны в трех областях: конкуренция, Пакт стабильности и верховенство закона. И именно в этих областях могут возникнуть проблемы. Вестагер может столкнуться с конфликтом между ее ролью защитника конкуренции и ее ответственностью за «цифровую эпоху». Назначенный комиссаром по экономике Паоло Джентилони видный член правящей партии Италии, единственной страны, которая представляет собой постоянный источник трений, учитывая ее высокий уровень долга. Веру Журову хотят повысить до вице-президента по ценностям и прозрачности, но лидера ее политической партии, премьер-министра Чехии Бабиса, обвиняли в мошенничестве с субсидиями ЕС. Кроме того, остается открытым вопрос, сможет ли Юрова, которая будет обходиться без полноценного генерального директората, сыграть важную роль на своем посту.
Важно и то, что Фон дер Ляйен предложила дополнительный уровень иерархии в Колледже, а политическая власть в новой Комиссии будет еще больше рассеяна из-за групп уполномоченных, которым поручено сотрудничать по актуальным темам. Ожидается, что ни одно досье не поступит в Коллегию, пока не будет очищено триумвиратом. Похоже, Фон дер Ляйен импортировала в Комиссию политическую структуру большой коалиции в немецком стиле. В целом, это Комиссия, которая должна начать все заново, поскольку ей не нужно бороться с экзистенциальными кризисами, как это делал ее предшественник. Однако пытаясь имитировать «правительство большой коалиции», Комиссия рискует ослабить свою основополагающую роль беспристрастного хранителя договоров.