Найти тему

Хорошо работают только за идею

Если вы – владелец бизнеса, или отвечаете за управлением персоналом в компании – вашей основной задачей является увеличение эффективности работы и лояльности сотрудников при прочих равных условиях.

Простыми словами: у всех на рынке создаются плюс-минус одинаковые условия труда, но в некоторых компаниях люди работают с максимальной отдачей, а в некоторых – просто отрабатывают зарплату.

На этот резонный вопрос «почему» мы и попытаемся ответить.

Вроде бы вы, например, постарались: хороший офис, удобная мебель, бонусы и премии – а вовлеченность сотрудников невысока? Они быстро привыкают к хорошему и сразу после испытательного срока теряют первоначальный энтузиазм.

Что влияет на заинтересованность в работе, преданность делу и эффективность? В чем принципиальная разница между работодателем А (у которого скромные условия труда, а люди работают не покладая рук) и работодателем B (у которого условия труда выше по рынку, но сотрудники не отдаются делу на 100%)?

В широком понимании современный менеджмент исходит преимущественно из научного подхода. Проводятся исследования, аналитика, компании анализируют поведение сотрудников в различных условиях, проводят опросы и оценивают вовлеченность.

Но в более узком смысле HR – это авторский взгляд на определенную задачу. Это всегда – личный подход к управлению бизнесом и людьми. Это ноу хау, как привлечь и удержать людей и заразить их своей бизнес-идеей. Реально будут работать только те инструменты, которые необходимо проанализировать, испытать и опробовать на личном опыте.

Что это значит?

Что даже прочитав несколько книг о подборе персонала вы все равно не сможете разобраться в тонкостях, пока сами не проведете хотя бы 30 интервью и не начнете доверять собственному чутью управленца.

Человек, безусловно, в очень общем приближении – животное. Руководствуется инстинктами, работает за деньги, как рыба ищет там, где глубже, легче, теплее и вкуснее. Однако с другой стороны – человек существо разумное, интуитивное, эмоциональное, тщеславное, подверженное влиянию авторитетов, которому (кроме зарплаты) важно:

— приносить пользу обществу;

— чтобы его работу оценивало руководство;

— чтобы к его мнению прислушивались;

— чтобы руководителем был человек с определенным набором ценностей, а не бездушный и бесчувственный начальник;

— чтобы дело, которым он занимается, в глазах его окружения было значимым и интересным;

— идея, которой увлечен сотрудник на работе, имела для него большое значение, и он лично высоко бы эту идею оценивал.

Однако там, где невысокие зарплаты, не все готовы на такую самоотдачу, и что тогда делать владельцу бизнеса по продаже сантехники, сотовой связи или производству зажигалок?

Безусловно, ощутимой будет разница в подходах между небольшим бизнесом, где работают 15 человек и крупной компанией в тысячу сотрудников.

В первом случае собственник сам формирует команду, во втором – у него есть заместители, наемный управляющий и специальные люди для управления персоналом. Учитывая и беря во внимание весь этот масштаб, организации нужно выработать соответствующую стратегию управления персоналом.

Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что многое от собственника. Он прежде всего - вдохновитель, он – движущая сила, он – тот цемент, который формирует и удерживает команду. С другой стороны – кажущаяся простота этих утверждений обманчива. Оглянитесь вокруг. Посмотрите – сколько вокруг людей горят своей идеей? А сколько из них думают о своей команде? Кто тратит силы и время на то, чтобы эта команда становилась качественнее, сплочённее и эффективнее? Сколько реально заботятся о том, чтобы сотрудники понимали, что они создают, продают или рекламируют. Сколько среди этих собственников тех, кто относится к персоналу не свысока (будьте благодарными за то, что я вам вообще плачу зарплату) а с точки зрения – что мы вместе идем к моей цели, которая стала и вашей целью? Не стала? Значит, нам не по пути, сколь бы компетентны вы ни были.

И окажется, что двигать вперед свое дело – это одно. А двигать вперед команду ради этого дела – задача гораздо сложнее, но только так можно добиться реального результата и успеха.