Найти в Дзене
Синематограф

«Синематограф»: За рамками инстинктивного

Оглавление

«У каждого человека есть желания, которые он не сообщает другим, и желания, в которых он не сознается даже себе самому».
Зигмунд Фрейд

Эта цитата, как нельзя лучше, объясняет сущность последнего фильма Стэнли Кубрика "С широко закрытыми глазами". В нем показан метафизический процесс человеческих сомнений и поисков, связанных с вопросами об обременении. Чем человек скован, чему подчиняется и можно ли как-то этого избежать. Вопрос не относится к внешней стороне жизни. Речь не о государственном режиме, религии и временном периоде, которые накладывают определенные нормы и обязательства. Фильм говорит о человеческой природе, её законах и сфере влияния на жизни одаренного интеллектом существа.

Данное эссе будет подкрепляться идеями Фрейда, на которых частично и основан замысел картины. Тогда, возвращаясь к цитате выше, о каких желаниях идет речь? Для этого нам стоит обратиться к началу фильма и воспроизвести ряд сцен с попутным анализом:

Вспомним сцену в которой венгр знакомится с Элис и предлагает посмотреть коллекцию скульптур, находящуюся на втором этаже, а потом героиня Николь Кидман рассказывает мужу о том, что вовсе не желание донести красоту искусства владело обольстителем. Его единственным желанием было сексуальное обладание, а разговоры об искусстве являлись лишь средством для удовлетворения похоти. Вспомним, что встреча происходит на вечеринке высшего общества, обычно недоступного присутствующему частному врачу. Однако, и в таком собрании, одному из приглашенных не мешает в открытую заявить о своем пошлом намерении. Но так ли исключительно и неуместно его желание?

-2


Смотрим дальше и видим как две девушки уводят от Элис Билла и , подсознательно, зрителю очевиден мотив их действий. Уж больно обольстительно они ведут себя, заманивают туда "где кончается радуга". И то, что заставляет героя Круза изменить свое решение, это просьба его богатого товарища, который попал в курьезную ситуацию. Он уединился с девушкой на верхнем этаже во время светского вечера, им же организованного. Что двигало им, чего такого нового он мог увидеть или почувствовать что покинул гостей ради такого действа? Три линии повествования, связанные общим местом действия и временем, в первые 20 минут фильма в каждой из которых сюжет двигался по воле полового инстинкта, овладевшего героями. Воспринимая выстроенный режиссером мир как схожую с человеческой реальность - зритель невольно замечает, что в данном мире имеет наибольшую ценность и является главным объектом для достижения потребность в половых отношениях.

"Человеку свойственно превыше всего ценить и желать того, чего он достичь не может."
Зигмунд Фрейд


Никто не препятствует такому разврату, а сталкиваясь с ним, воспринимает его как неотъемлемую часть жизни. Но фильм не был бы фильмом, если бы не строился на трехактной структуре, в которой есть и главный герой и завязка. Билл, врач в частной клинике, семьянин с пуританскими воззрениями во время откровенного разговора с женой узнает о том, что она хотела изменить ему с каким-то военным и сделала бы это, даже если бы на кону стояли её "..муж, дочь и вся её жизнь..". Эти слова послужили отправной точкой и толчком к рефлексии, которая и станет основным героем "С широко закрытыми..". Сомнения, привнесенные Элис, начинают постепенно преобразовывать мировосприятие Билла. Тот мир, законы которого для него были частью чего-то нерушимого, ушел из под ног. Потрясенный тем, что бытие нестабильно и подвержено изменениям, он начинает бессознательный поиск тех столпов на которых стоит общая мораль, что движет людьми, что является наибольшей ценностью и конечной целью, к которой стремится человеческое нутро.

«Муж — почти всегда лишь заменитель любимого мужчины, а не сам этот мужчина».
Зигмунд Фрейд

Проститутка которая сама предложила свои услуги, дочь владельца магазина костюмов, который не двусмысленно предложил ее тело в использование, покупателю с тугим кошельком, а также само кульминационное мероприятие + вставший вопрос о том, хочется ли главному герою своих пациентов женского пола. Всё это показывают зрителю, что не в одной из ситуаций в конечном итоге Билл Форд не снизошел до половых отношений во время бессознательных странствий по глубинам человеческой изнанки.  Он проделывает путь поисков, не иерархический, а скачкообразный, в ходе которого своими глазами убеждается в том, что от бедных и третьесортных людей, продающих своих дочерей, до высшего тайного общества влиятельных лиц, скрытых под масками, все, в конечном итоге, преследуют достаточно схожие и по разному показанные Кубриком цели.

"Люди более моральны, чем они думают и гораздо более аморальны, чем могут себе вообразить."
Зигмунд Фрейд

Сильные мира сего создают сами себе иллюзию, осознавая что не властны над инстинктами, и что страх во многом тот, что свойственен средним и низшим классам для них не имеет силы. В связи с чем создается детализированный мир, лже-религия, некое общество со своими законами, созданное лишь для подогрева тех мотивов и влечений, которые укоренены в сознании человека. Эти встречи есть такое же психотропное вещество как наркотик, создающее иллюзию ирреальности происходящего лишь для того чтобы увеличить спектр эмоций и развлечений для тех людей, что имеют потребность в искажении обычных инстинктов не получая от него должного удовольствия. То есть, режиссер подводит зрителя к тому, что нет ничего, выше продиктованного нам природой. И вопрос стоит лишь в принятии и осознании этого факта. Кубрик демонстрирует это на примере Либидо.

-3

"Единственная цель жизнь — это сам процесс существования, т. е. вечная борьба за выживание."
Зигмунд Фрейд

Думаю, что именно такая потребность взята режиссером, как возможность наиболее ярко и емко отразить животное отношение человека к жизни, как единственное реально существующее.

Что из себя представляет герой Тома Круза? В моем видении это человек, который попытался понять, есть ли что-то за рамками этих потребностей, есть ли те, кто ставят какие-то другие интересы. В чем заключается альтернатива нашей ментальности, той её части, что не подвластна биологическим потребностям? Во второй части фильма герой постепенно приходит к мысли, что принимать жизнь и не иметь возможности выйти за пределы тех потребностей, которые уготованы нам природой это лучшее, что можно сделать ради собственного благополучия. Здесь, безусловно, идет перетрактовка Фрейдовской теории о том, что людьми властвует инстинкт. Мы видим в фильме различные его интерпретации. Есть среди них и гомосексуализм, который проходит красной нитью через все повествование. Ведь, помимо призывов «туда где кончается радуга» и магазина "Радуга", где продаются костюмы, на самом балу тайного общества есть кадры в которых танцуют обнаженные мужчины, что дает понять отсутствие пренебрежения к лицам не традиционной ориентации и говорит об общей потребности и тех и других к такому способу раскрепощения и удовлетворения. Билл, находясь в поисках, и сам как бы теряет свою половую принадлежность, став предметом насмешек окружающих и предметом симпатий для работника отеля.

-4

"Мы входим в мир одинокими и одинокими покидаем его." Зигмунд Фрейд

Конец поисков героя и ответ на тревожащий его вопрос дает нам последняя фраза фильма, сказанная женой Билла на следующий день после его похождений. Билл говорит: «Сны никогда не бывают просто снами» и делится надеждой, что они с женой «навсегда очнулись». Картина завершается фразой Элис о том, что ей с Биллом нужно как можно скорее «трахнуться».