Найти тему
СТЕРЕОПАНОРАМА

Пятница…13-е

Пятница, 13-е… За окном пасмурно и холодно. Дождя ещё (или уже? Ха-ха) нет. Короче самое время принять чего-то согревающего и вовнутрь и извне. Алкоголь? Нет, Боже упаси. Это самообман и не более того. Правда, чтобы понять сие, понадобилось … ну много лет одним словом. Так что чай…кофе…потанцуем? Последнее, пожалуй, лишнее – танцевать ( в данный момент) не с кем. А чем же согреть себя снаружи? Именно сейчас, когда отопительный сезон ещё не начался… О, идея! Давненько я не включал свой ламповый Melody: пожалуй что месяца четыре с гаком он у меня отдыхал. Сколько же он у меня уже «живёт»? Лет пять-шесть? Да, похоже, что примерно так. И до этого у приятеля около того обитал. Самое интересное, что вот конкретно о нём ( я про усилитель), я за все эти годы так и не написал полноценной статьи. В разных материалах фрагментарно – это было. А вот так чтобы полноценный «бенефис»…Нет, не припоминаю. Ну, как говорится, лучше поздно… Тем более что данный аппарат заслуживает того больше многих, описанных мной девайсов. Иначе я бы с ним давно расстался в пользу чего-то другого.

Melody  AstroBlack 50 - согреет и тело и душу.
Melody AstroBlack 50 - согреет и тело и душу.

Увы, но рассказать о компании-производителе данного аппарата мне почти нечего. Компания из солнечной Австралии (где скачут кенгуру), о которой нам известно по фильму «Данди по прозвищу «Крокодил» с великолепными Полом Хоганом и Линдой Козловски в главных ролях. Признаться до сих пор люблю этот фильм и даже продолжение («Крокодил «Данди»-2). А вот третья часть была явно лишней. Впрочем…отвлекся. Так вот, «штаб-квартира» Melody в Австралии. Но производство, что совершенно неудивительно, в Китае. Кого-то это смущает? Меня - нисколько. Будь производство в Австралии, транспортировка продукции через океан задрала бы цену до звезд. А так цена не сказать, чтобы совсем уж низкая – разумная скажем. Во второй половине «нулевых» новый усилитель стоил в р-не 2500-3000 долларов США. У Melody были и куда более амбициозные проекты : предусилители и усилители мощности (включая моноблоки). Цены там были на порядок выше, так что всё относительно. Однако вернусь к своему «АстроБлэк»у.

"...Гляжусь в тебя,как в зеркало..."
"...Гляжусь в тебя,как в зеркало..."

Четверть центнера железа в чёрном «рояльном» лаке – более чем серъёзно, хотя, по сути, для «лампы» сие является стандартом «де-факто». Даже белые перчатки когда-то шли в комплекте поставки к усилителю. Прикосновений голыми руками усилитель «не любит». Моментально остаются ваши неповторимые папиллярные узоры по всему его «телу». Будь я экспертом-криминалистом, мне бы любопытно было изучать эти отпечатки))), но поскольку к упомянутой профессии я имею весьма косвенное отношение ( в этой сфере работали два моих приятеля), то стараюсь кроме как к рукояткам включения и громкости, ни к чему более не прикасаться. Правда не всегда получается. Виной тому мои нескончаемые эксперименты с другими усилителями и поэтому бесконечные перемещения аппаратов с места на место являются издержками данного хобби. И ещё усилитель не любит фотографироваться. Именно по причине своего чёрного блестящего «фрака». Во всяком случае, о фотовспышке лучше забыть сразу: только съёмка при естественном освещении и под определённым ракурсом. Считаю ли я окрас усилителя недостатком? В принципе нет, однако будь выбор - я бы предпочёл нечто ТАКОЕ например. Или лучше ТАКОЕ))).

4хКТ88 сразу говорят о том, что по схемотехнике усилитель двухтактный и достаточно мощный. Так и есть. 2х50 ламповых Ватт соответствуют, наверное, 2-м на 100 транзисторным. Тем не менее, любые акустические системы к «Мелоди», как и к большинству ему подобных, не подцепишь. Вернее подцепишь, но достойный саунд он выдаст не в любой связке. И дело даже не в чувствительности АС (хотя принято считать что к «лампе» идеально подходят колонки с чувствительностью от 90дБ). В статье на канале DA Stereo сказано так: «…Лампы любят резистивную нагрузку - это действительно так просто. Резистивная нагрузка означает ровный импеданс и индуктивный, а не ёмкостный фазовый угол. Менее технический взгляд на идеальный динамик с точки зрения лампы заключается в следующем: лампы любят постоянство. Они предпочитают динамик, который не просаживается с 8 до 2 Ом (и потом обратно). Если импеданс падает, ему следует делать это постепенно или небольшими пиками. Лампы любят постоянную нагрузку - ёмкость этому противоположна. Когда динамик ведет себя ёмкостным образом, он создает неравномерную нагрузку на усилитель, запрашивая ток при внезапных выбросах. Лампы не любят вкачивать ток по первому же требованию. Они предпочитают постоянную и предсказуемую нагрузку…» С подобным определением я склонен согласиться: оно объясняет почему с одними (даже не самыми чувствительными АС) усилитель работает без проблем, а с другими – ну никак не играет. Полную версию данной статьи вы можете прочитать ЗДЕСЬ, а я же вернусь к нашим ба…извиняюсь, к моему усилителю.

На фронтальной панели лишь три органа управления: рукоятка вкл/выкл., ручка регулятора громкости и селектор выбора входов. Их (входов) - пять. Четыре стандартных несимметричных на разъёмах RCA и один балансный, на XLR гнездах. Причём настоящий балансный, реализованный на звуковых трансформаторах. Про него будет отдельная (хотя и в рамках данной статьи) история. Рассказом о селекторе входов я незаметно переместился к тыловой части усилителя. Помимо упомянутых входов сзади находятся шесть акустических терминалов «а ля WBT»( по виду и вправду похоже на WBT ,но поскольку производитель так не заявляет , то ограничусь тем что сказал. Но терминалы весьма качественно сделаны и поэтому к ним вопросов никаких не возникает) и стандартный разъем для силового кабеля. На правом боку усилителя отверстия для ручной регулировки тока смещения для ламп, но долгие годы владения позволяют заявить, что большой нужды лазить туда чаще, чем раз в 3-4 года нет. Да и с таким интервалом регулировка требуется минимальная.

Как же я не люблю рассуждения про чётные/нечётные гармоники, про «ламповый» и «транзисторный», «правильный» и «неправильный» звук и т.п. Ребята, да какая разница? Зачем проверять «гармонию алгеброй»? Есть только один «правильный» звук – тот, который нравится лично тебе. Понравится этот звук ещё кому-то – замечательно. Нет – ну и что? И каждого свой вкус и слух. Так было, есть и будет. Поэтому в данном абзаце не будет вот этих ненужных сравнений. Мне звучание моего усилителя нравилось изначально и нравится до сих пор. 95% предложенного материала он отыгрывает так, что дух захватывает: где надо - динамично, где надо - душевно и деликатно. Но если последнее свойственно данной технологии (не зря же большинство владельцев «лампы» слушают больше классику, вокал и джаз), то более современные жанры считаются для лампового усилителя «непосильной ношей». Применительно ко всяким там «клубным» композициям возможно это и правда так. Но я такую музыку не слушаю. Было дело и heavy metal не входил в список жанров, которые мне близки. Но… «всё течёт, всё меняется». Так вот, спешу развеять стереотипы: так как «метал» звучит на ламповом (двухтактном!!!) усилителе – так не каждый транзисторный сможет сыграть (ну вот…обещал же без сравнений…простите великодушно). Ну и собственно… Хотя, обещал рассказать историю про балансный вход. Эта история уже была как-то мной рассказана в какой-то статье, но это было так давно, что…

Своё отношение к твику/апгрейду я высказывал неоднократно и всегда руководствовался в этой теме здравым смыслом и врачебным: НЕ НАВРЕДИ! Но, для начала, давайте определимся с терминологией, дабы в дальнейшем исключить всяческие разночтения.

Твикинг(tweaking) -тонкая настройка (завершающие операции по усовершенствованию аппаратного или программного средства…)

Апгрейд (upgrade) -обновление или замена оборудования (программного обеспечения) на более функциональное или более современное, что не всегда является тождественным.

Как видите и то и другое схоже - разница, как обычно, в нюансах и честно признаюсь я до сих пор не уверен, что было проделано с моим усилителем: твикинг или апгрейд. Впрочем наверное это не столь важно - важен лишь конечный результат.

Балансные трансформаторы Melody (показаны стрелками)
Балансные трансформаторы Melody (показаны стрелками)

Балансные трансформаторы Tamura...
Балансные трансформаторы Tamura...
...спички,для масштабности...
...спички,для масштабности...
...и "родные" трансформаторы Melody.
...и "родные" трансформаторы Melody.

Ну а теперь немного предыстории. В своё время я специально упросил приятеля привезти на тест какой-нибудь источник с балансный выходом – уж больно мне было любопытно, как себя покажет усилитель в данном подключении. Тем более что каким – никаким, но положительный опытом с балансной связкой я обладал. Были в моём пользовании усилитель Xindak XA6950 и cd-проигрыватель/ЦАП Cambridge Audio Azur 840.Связанные между собой балансным межблочником Nord Ost Blue Heaven они творили …ну если не чудеса, то их подобие. Во всяком случае, после этого слушать музыку в классическом, несимметричном подключении- не хотелось абсолютно. И вот подключив универсальный проигрыватель Pioneer DV-AX10 к нынешнему усилителю я испытал схожие (до поры до времени) ощущения. Почему до поры? Да потому что пока слушали джаз и подобное - было классно. Но едва только в дело пошли композиции с насыщенной НЧ - составляющей как басовые динамики акустических систем начали «подхрюкивать». Искажения? Да, они самые. При всём при этом несимметричное подключение искажений не давало. Значит проблема была именно в балансных входах. Конкретнее в балансных трансформаторах.

Посмотреть на то,что скрыто,увы,не получится.
Посмотреть на то,что скрыто,увы,не получится.
Tamura встали как "родные".
Tamura встали как "родные".

Первой идеей, пришедших в наши «светлые головы» (моя то точно светлая - потому что седая)))) - было установить на входе фильтрующие конденсаторы, которые, по логике, должны были отсекать низкие частоты в области инфразвука. Увы, затея с треском провалилась - никаких изменений в звуке в лучшую сторону не произошло. Мысль заменить трансформаторы посетила нас ещё до того как мы начали экспериментировать с фильтрацией и она представлялась самой разумной, но и самой затратной, а желание решить проблему «малой кровью» - вполне естественное желание человека у которого нет кругленького счёта в банке. Но поскольку эксперимент с фильтрами потерпел, как я уже сказал, полное фиаско, пришлось вернуться к теме замены трансформаторов. На моё счастье у приятеля, с которым мы это реализовали (а правильнее сказать: который проделал всю техническую часть работы) подходящие трансформаторы имелись в наличии, да не какие - нибудь, а легендарные «Tamura» демонтированные со студийного Таскама. К слову сказать у Таскама вся коммутация была балансная. Кстати рынок комплектующих в Японии (а трансы приобретались на аукционе) не менее интересен, чем рынок радиоаппаратуры и столь же своеобразен. Нередко случается, что японцы снимают дорогие детали с исправно работающего аппарата и продают их отдельно. Некоторые аппараты, разобранные на части, таким образом можно продать значительно дороже. Я с такими прецедентами сталкивался. Однако снова отвлекся. …Итак «Tamura». Взяв в одну руку его, а в другую демонтированный из усилителя «родной транс» я сразу понял, что есть что: при небольшой разнице в габаритах (см. фото) разница в весе была ощутимой. Но самое интересное произошло при установке в усилитель. Родные трансы были раздельные, а оба транса “Tamura” были установлены на общей печатной плате (с позолоченными(!) дорожками (см. фото) и в таком виде и решили их устанавливать. Каково же было наше удивление когда крепёжные отверстия совпали практически до миллиметра (см. фото). В итоге ничего выдумывать, а тем более сверлить не пришлось - новые трансы вписались в усилитель как родные. Наверное это судьба или знак свыше))) Ну да ладно. С лёгким мандражом включаем аппарат и… «мама дорохая!», супер! Класс! Звучание « по – балансу» стало таким, каким и должно быть: масштабным, динамичным и т.д. Соответственно никаких не то чтобы искажений, не было даже намёка на таковые. А «родные» трансы усилителя визуально выглядели как китайский «нонейм» и, вероятнее всего, таковым и являлись. При этом они были залиты банальным гудроном и выковыривать их, чтобы подтвердить или опровергнуть нашу догадку не было ни малейшего желания. Возможно, их ещё можно где-то использовать, например воткнуть в какой нибудь ламповый усилитель владелец которого слушает только джаз и прочие «лёгкие» жанры. Мне непонятно было другое: в бюджетных аппаратах экономию на уровне комплектующих можно понять. Но мой то усилитель никак нельзя причислить к бюджетным и все остальное у него такого уровня, что не подкопаешься. Вот краткая выдержка из спецификации взятая с официального сайта компании “Melody”:

Mundorf M-Cap Capacitors Supreme Silver Oil

Nichicon Gold Tune Capacitors

Solen Gold Label Capacitors

Supreme Mundorf M-Resist selected at 1% of tolerance for the entire circuit

Melody Power Transformers with oversized OCC filament

Ceramic sockets with terminals in Gold OCC ну и так далее.

В свете вышеперечисленного не вполне понятно: является факт установки посредственных трансформаторов в усилитель элементарным инженерным просчётом или чем-то ещё. Однако хорошо то, что хорошо кончается. По счастью никаких других «апгрейдов» усилителю не потребовалось до сих пор. И пусть у меня сейчас основным для прослушки является Accuphase Pro 5, но расставаться с «Мелоди» я не горю особым желанием. Да, периодически, когда финансовое положение становится критическим, я выставляю его на продажу, но проходит время, ситуация нормализуется и я удаляю объявление до следующих «трудных времён». Кто – то сейчас может подумать что каждый кулик хвалит пиво на своём болоте и, мягко говоря, будет неправ. Я не пишу статьи о том, что не нравится мне лично. Через мои руки прошло (и, надеюсь, пройдёт ещё) много всяких аппаратов. Но далеко не все вызывали желание написать о них статью. Иначе их (статей) было бы у меня больше сотни. На деле же и половины не наберётся. Специально не считал, но думаю что написано десятка четыре (или чуть больше) подобных материалов. Так что поверьте на слово: На свете много хороших ламповых усилителей и Melody Astro Black 50 -один из них. И в эту пятницу он меня действительно согрел. В прямом и переносном смысле. Конечно можно купить масляный радиатор – так будет практичней, но банальней. А я, в глубине души, всё ещё романтик чего и вам желаю!

Пятница 13 сентября 2019 года.