В наш бурный компьютерный век дети все больше проводят времени дома - чаще всего, конечно, они не читают книжки, а сидят у компьютера или телефона. У родителей чаще всего подобное вызывает беспокойство, и, полагаю, не зря. Но как мягко, без ругани сказать ребенку, что проводить много времени у синего экрана - не самая лучшая идея? Давайте разбираться вместе.
Люди, которые интересуются личностным ростом, наверняка знакомы с таким понятием как "колесо баланса" (еще его называют "коучинговым колесом"), согласно этому понятию, жизнь делится на различные сектора. Подобный метод, применимый ко взрослым, можно использовать и по отношении к детям.
Основное ваше "орудие" - это слово. Скажите чаду, что в его жизни имеется много чего интересного, помимо удовольствия, получаемого от общения с электронным устройством. Кроме того, можно выделить еще два важных аспекта, - это, конечно, здоровье и польза.
Предложите ребенку взглянуть на свою жизнь с несколько иных сторон, а именно с точки зрения удовольствия, здоровья и пользы. Спросите у ребенка, сколько времени он посвятил сегодня каждому из этих трех пунктов. Практически со стопроцентной вероятностью станет ясно, что большую часть дня он посвятил удовольствию. Он играл, веселился, в общем, занимался тем, что ему интересно, не уделив даже четверти часа полезным занятиям. Конечно, вы можете выбрать собственные аспекты жизни, на которые желаете обратить детское внимание, но эта модель трех понятий является наиболее простой и понятной для детского восприятия. Подобный подход позволит вашему чаду увидеть в своем существовании что-то большее, нежели "просиживание" у компьютера или телефона.
Малыш начнет задумываться: "Да, сейчас мне интересно и весело, но как это скажется на мне в будущем?". Сектор удовольствия ребенок сможет "выделить" себе сам, а вот что делать с другими двумя секторами - польза и здоровье - ребенок понять самостоятельно сможет вред ли. И здесь на подмогу должен прийти родитель.
К сектору "польза" можно отнести все, что повлияет на его будущее, как, например, учеба, различные факультативные занятия, творчество, самовыражение и прочее. "То, что ты сейчас делаешь, как сможет помочь тебе в будущем?" - задайте этот вопрос своему ребенку. И если это никак не поможет чаду в последующей жизни, то это точно веселье, то есть сектор удовольствия. Но не давайте ребенку повод думать, что вы не хотите, чтобы он6 веселился. Отметьте, что, кроме веселья, есть вещи и важнее.
К сектору "здоровье" можно отнести физические нагрузки: зарядку по утрам, уроки физкультуры, закаливание и прочее, а также здоровое питание (фрукты, количество выпитой воды и т. д.) и все то, что вы сочтете нужным.
Для того, чтобы разговор был более простым и понятным для ребенка, стоит показать ему все наглядно. Нарисуйте круг и разделите его на три сектора, обозначив их по частям. Отметьте на круге время, уделенное чадом веселью, учебе и спорту. Ребенок увидит свою "статистику", поймет, что и правда имеются некоторые недоработки.
Как следствие, малыш увидит свою жизнь с другой точки зрения, увидит ее более широко. И даже если идея распределения жизни не сразу дойдет до ребенка, старайтесь каждый день обращать его внимание на распорядок: "Посмотри, сегодня ты уже достаточно повеселился, давай займемся полезным делом." Вам станет проще аргументировать, почему ребенку стоить перестать играть. Стоит отметить, что подобную практику стоит начинать где-то лет в шесть-семь, но в этом деле все сугубо индивидуально, так что обращайте на ребенка внимание - понимает ли он суть разговора?
Тема здоровья станет особо актуальной после того, как ребенок переболел. И на следующий день после выздоровления он станет очень внимательно относиться к своему здоровью.
Надеюсь, что, следуя нашим рекомендациям, вы сможете донести до ребенка мысль, что, помимо гаджетов, в нашей жизни есть много чего интересного!