Найти в Дзене
Adept. Образование

Мотивируй меня, репетитор!

Оглавление

Одни ученики с удовольствием бегут на дополнительные занятия, а другие нехотя соглашаются на уроки с репетитором. В чём причина? Какие основные мотивирующие «рычаги» движут человеком в получении дополнительных знаний? Как заинтересовать ученика и вовлечь его в процесс глубокого изучения предмета? Ответы на эти вопросы – в нашей статье.

Современное репетиторство успешно решает проблему низкой подготовки учеников и нацелено на максимальную помощь в изучении отдельных дисциплин. С одной стороны, дополнительное обучение – это отличная возможность восполнить пробелы в усвоении материала. Но с другой стороны, отсутствие стандартных образовательных рамок, правил и ощущение свободы оборачивается низкой мотивацией ученика, незаинтересованностью и отсутствием самостоятельной работы.

Как же сделать так, чтобы ученик сам захотел чему-то научиться и приходил на каждый урок с удовольствием?

Основные мотивирующие факторы

Проблема учебной мотивации специфична, так как выбор образования и профессии происходит под влиянием ряда факторов, таких как:

-2

В первую очередь перед репетитором стоит важная задача – пробудить «вкус» к обучению, саморазвитию и мотивировать ученика к самостоятельной работе. Важную роль в этом вопросе играет личная эффективность репетитора, участие родителей в мотивации ребёнка, правильное построение процесса усвоения материала и создание оптимальной среды, способствующей наилучшему контакту в цепочке «педагог – ученик».

В системе дополнительного образования можно выделить три группы мотивов:

1. Профессиональная потребность. Мотивирующими «рычагами» обучающихся выступают:

  • карьерный рост;
  • повышение оклада;
  • обретение новых компетенций;
  • конкурентоспособность на рынке труда;
  • смена профессии.

2. Социальные потребности:

  • повышение социального статуса;
  • позиционирование себя в обществе, признание;
  • участие в престижных общественных мероприятиях.

3. Личностные потребности:

  • развитие потенциала;
  • самореализация;
  • желание получить удовлетворение от работы.
-3

Однако мотивы к дополнительной учёбе у взрослых и подростков имеют кардинальные отличия. Взрослый чётко осознает необходимость получения знаний, навыков и понимает, как применить их в реальной жизни, чтобы повысить свою эффективность в конкретной среде (профессиональной или личностной). Выбор же профессии в школьном возрасте происходит неосознанно или под давлением родителей и внешних обстоятельств, чем и объясняется низкая заинтересованность подростка в дополнительных видах учёбы в целом.

Как решить проблему низкой мотивации ученика?

Современный репетитор должен уметь грамотно организовать процесс обучения, прибегая к структуризации и гибкому использованию существующих педагогических методов и тактик, улучшающих процесс усвоения материала.

Какими способами это сделать? Самыми эффективными!

1. Использование различной литературы, новых методик с учётом индивидуальности ученика.

Совмещение нескольких моделей обучения и использование новейших компьютерных технологий позволяет преподнести суть изучаемой дисциплины намного разностороннее и вызвать заинтересованность к предмету. Для лучшего понимания правильности выбранной структуры уроков стоит поинтересоваться, нравится ли ученику построение занятия.

-4

Возможно, сегодня он больше расположен к лексическим упражнениям или логическим играм вместо занятий по английскому. В таких случаях лучше пойти навстречу обучающемуся, даже если программой запланирована иная последовательность предметов. Тогда после урока у него не будет мыслей «Слава Богу, мы наконец-то покончили с этим английским».

2. Формат игры: лёгкость восприятия и преодоление барьера в общении.

Большое заблуждение думать, что формат игры не подходит для уроков со старшеклассниками и взрослыми «учениками». Они так же, как и дети, любят проводить эксперименты, включают воображение и как будто окунаются в детство. Игровой процесс обучения проходит легче, веселее, ученик больше запоминает и лучше воспринимает информацию. Безусловно, необходимо разделять обучающие игры с детьми и взрослыми и не забывать о том, что основная цель игры во время занятий – сделать успешным процесс усвоения материала и разнообразить его.

3. Повышение заинтересованности.

Однообразие урока – одна из основных причин низкой мотивации. Чтобы не столкнуться с такой проблемой, необходимо использовать логическое чередование видов деятельности в процессе обучения, например: разбор темы – решение задачи – игровой материал – написание конспекта.

Важная компетенция репетитора – владение голосом. Общение с учеником не должно быть тихим и монотонным. Правильная расстановка акцентов, выделение, энергичность и интересное изложение важны не менее, чем знание предмета и умение доходчиво его объяснить.

-5

4. Вовлечённость в процесс.

На индивидуальных занятиях репетитор выстраивает учебный процесс в соответствии с характеристиками и особенностями ученика. Важно понять, как родители относятся к предмету, мотивируют ли ученика в семье, что движет им в желании (нежелании) получить дополнительные знания.

Чтобы повысить вовлечённость, важно, чтобы ученик испытывал интерес к уроку и положительные эмоции, чего можно достичь нестандартным изложением и разбором ситуаций из реальной жизни. Поддержка ученика, его прямое участие в дискуссиях и практических работах, направление и дружеские советы репетитора создают на уроках раскрытое тёплое общение и способствуют максимальной вовлечённости в процесс.

Таким образом, чтобы мотивировать ученика, со стороны педагога должна быть проделана большая работа. Это и новизна каждого занятия, и элементы игры, и применение современных технологий. Важно, чтобы в первую очередь репетитор был для обучающегося другом, наставником и правильно доносил ценность изучаемого предмета с целью осознания учеником первостепенной необходимости этой дисциплины для жизни, карьеры, личностного становления.

-6

Вспомним слова психолога и теоретика в сфере образования Дж. Брунера: «Лучшим способом создания интереса к учебному предмету является превращение его в нечто, реально достойное изучения, что, по сути, означает превращение обретаемых знаний в нечто полезное и применимое далеко за пределами учебной ситуации».