Одни ученики с удовольствием бегут на дополнительные занятия, а другие нехотя соглашаются на уроки с репетитором. В чём причина? Какие основные мотивирующие «рычаги» движут человеком в получении дополнительных знаний? Как заинтересовать ученика и вовлечь его в процесс глубокого изучения предмета? Ответы на эти вопросы – в нашей статье.
Современное репетиторство успешно решает проблему низкой подготовки учеников и нацелено на максимальную помощь в изучении отдельных дисциплин. С одной стороны, дополнительное обучение – это отличная возможность восполнить пробелы в усвоении материала. Но с другой стороны, отсутствие стандартных образовательных рамок, правил и ощущение свободы оборачивается низкой мотивацией ученика, незаинтересованностью и отсутствием самостоятельной работы.
Как же сделать так, чтобы ученик сам захотел чему-то научиться и приходил на каждый урок с удовольствием?
Основные мотивирующие факторы
Проблема учебной мотивации специфична, так как выбор образования и профессии происходит под влиянием ряда факторов, таких как:
- личные взгляды, интересы;
- производственная и социальная среда;
В первую очередь перед репетитором стоит важная задача – пробудить «вкус» к обучению, саморазвитию и мотивировать ученика к самостоятельной работе. Важную роль в этом вопросе играет личная эффективность репетитора, участие родителей в мотивации ребёнка, правильное построение процесса усвоения материала и создание оптимальной среды, способствующей наилучшему контакту в цепочке «педагог – ученик».
В системе дополнительного образования можно выделить три группы мотивов:
1. Профессиональная потребность. Мотивирующими «рычагами» обучающихся выступают:
- карьерный рост;
- повышение оклада;
- обретение новых компетенций;
- конкурентоспособность на рынке труда;
- смена профессии.
2. Социальные потребности:
- повышение социального статуса;
- позиционирование себя в обществе, признание;
- участие в престижных общественных мероприятиях.
3. Личностные потребности:
- развитие потенциала;
- самореализация;
- желание получить удовлетворение от работы.
Однако мотивы к дополнительной учёбе у взрослых и подростков имеют кардинальные отличия. Взрослый чётко осознает необходимость получения знаний, навыков и понимает, как применить их в реальной жизни, чтобы повысить свою эффективность в конкретной среде (профессиональной или личностной). Выбор же профессии в школьном возрасте происходит неосознанно или под давлением родителей и внешних обстоятельств, чем и объясняется низкая заинтересованность подростка в дополнительных видах учёбы в целом.
Как решить проблему низкой мотивации ученика?
Современный репетитор должен уметь грамотно организовать процесс обучения, прибегая к структуризации и гибкому использованию существующих педагогических методов и тактик, улучшающих процесс усвоения материала.
Какими способами это сделать? Самыми эффективными!
1. Использование различной литературы, новых методик с учётом индивидуальности ученика.
Совмещение нескольких моделей обучения и использование новейших компьютерных технологий позволяет преподнести суть изучаемой дисциплины намного разностороннее и вызвать заинтересованность к предмету. Для лучшего понимания правильности выбранной структуры уроков стоит поинтересоваться, нравится ли ученику построение занятия.
Возможно, сегодня он больше расположен к лексическим упражнениям или логическим играм вместо занятий по английскому. В таких случаях лучше пойти навстречу обучающемуся, даже если программой запланирована иная последовательность предметов. Тогда после урока у него не будет мыслей «Слава Богу, мы наконец-то покончили с этим английским».
2. Формат игры: лёгкость восприятия и преодоление барьера в общении.
Большое заблуждение думать, что формат игры не подходит для уроков со старшеклассниками и взрослыми «учениками». Они так же, как и дети, любят проводить эксперименты, включают воображение и как будто окунаются в детство. Игровой процесс обучения проходит легче, веселее, ученик больше запоминает и лучше воспринимает информацию. Безусловно, необходимо разделять обучающие игры с детьми и взрослыми и не забывать о том, что основная цель игры во время занятий – сделать успешным процесс усвоения материала и разнообразить его.
3. Повышение заинтересованности.
Однообразие урока – одна из основных причин низкой мотивации. Чтобы не столкнуться с такой проблемой, необходимо использовать логическое чередование видов деятельности в процессе обучения, например: разбор темы – решение задачи – игровой материал – написание конспекта.
Важная компетенция репетитора – владение голосом. Общение с учеником не должно быть тихим и монотонным. Правильная расстановка акцентов, выделение, энергичность и интересное изложение важны не менее, чем знание предмета и умение доходчиво его объяснить.
4. Вовлечённость в процесс.
На индивидуальных занятиях репетитор выстраивает учебный процесс в соответствии с характеристиками и особенностями ученика. Важно понять, как родители относятся к предмету, мотивируют ли ученика в семье, что движет им в желании (нежелании) получить дополнительные знания.
Чтобы повысить вовлечённость, важно, чтобы ученик испытывал интерес к уроку и положительные эмоции, чего можно достичь нестандартным изложением и разбором ситуаций из реальной жизни. Поддержка ученика, его прямое участие в дискуссиях и практических работах, направление и дружеские советы репетитора создают на уроках раскрытое тёплое общение и способствуют максимальной вовлечённости в процесс.
Таким образом, чтобы мотивировать ученика, со стороны педагога должна быть проделана большая работа. Это и новизна каждого занятия, и элементы игры, и применение современных технологий. Важно, чтобы в первую очередь репетитор был для обучающегося другом, наставником и правильно доносил ценность изучаемого предмета с целью осознания учеником первостепенной необходимости этой дисциплины для жизни, карьеры, личностного становления.
Вспомним слова психолога и теоретика в сфере образования Дж. Брунера: «Лучшим способом создания интереса к учебному предмету является превращение его в нечто, реально достойное изучения, что, по сути, означает превращение обретаемых знаний в нечто полезное и применимое далеко за пределами учебной ситуации».