Найти тему
Зарина Асфари об искусстве

Орацио Джентилески перенёс младенца Моисея на берег лондонской Темзы. Зачем?

Сегодня фамилия Джентилески ассоциируется в первую очередь с итальянской художницей XVII века Артемизией. Но в XVII веке всё было иначе...

Жертва изнасилования, Артемизия создавала феминистские картины, в которых роковые женщины, вроде Юдифи или Саломеи, мстят всему мужскому роду за её страдания. Какая ирония! Своей славой, которая последние годы только растёт, Артемизия затмила и своего насильника (тоже художника), и своего отца — художника Орацио Джентилески, который, собственно, научил её живописи.

1. Антонис ван Дейк. Орацио Джентилески. Ок. 1627-1635. Британский музей, Лондон. 2. Артемизия Джентилески. Автопортрет с лютней. 1617. Уодсворт Атенеум, Хартфорд
1. Антонис ван Дейк. Орацио Джентилески. Ок. 1627-1635. Британский музей, Лондон. 2. Артемизия Джентилески. Автопортрет с лютней. 1617. Уодсворт Атенеум, Хартфорд

В Национальной Галерее Лондона висит его масштабное полотно «Обнаружение Моисея». (При этом до недавних пор картина принадлежала частному лицу, а не музею, и на днях завершился сбор частных пожертвований на выкуп картины.)

Национальная Галерея Лондона, слева картина Орацио Джентилески (фотография моя)
Национальная Галерея Лондона, слева картина Орацио Джентилески (фотография моя)

Нил, правда, протекает не в Египте, а в типичном британском ландшафте. И это вполне закономерно: ведь работу итальянцу заказал британский король Карл Первый для королевы Генриетты Марии Французской.

Орацио Джентилески. Обнаружение Моисея. Начало 1630-х. 257 x 301 см. Национальная Галерея Лондона
Орацио Джентилески. Обнаружение Моисея. Начало 1630-х. 257 x 301 см. Национальная Галерея Лондона

Этот щедрый подарок знаменовал рождение наследника престола – будущего короля Карла Второго. Вот так, скромно и со вкусом, Орацио Джентилески выразил большие надежды, которые монаршие родители возлагали на своего сына. Оправдались ли эти надежды — вопрос открытый.

В Национальной Галерее я сфотографировала фрагменты картины.
В Национальной Галерее я сфотографировала фрагменты картины.

Карл Второй — спорная фигура в британской истории. Он славился обилием любовниц и детей, которым щедро жаловал титулы. Кроме того, его величество многие часы проводил в своей алхимической лаборатории, пытаясь превратить ртуть в золото. И ведь на период его правления пришёлся экономический расцвет и расширение колоний Британии! Может быть, опыты увенчались успехом?

1. Неизвестный мастер франко-фламандской школы. Карл II, принц Уэльский. 1630. Национальная портретная галерея, Лондон. 2. Джон Майкл Райт. Карл II Английский в коронационных одеждах. Ок. 1661-1662. Хэмптон-корт, Лондон (Королевская коллекция)
1. Неизвестный мастер франко-фламандской школы. Карл II, принц Уэльский. 1630. Национальная портретная галерея, Лондон. 2. Джон Майкл Райт. Карл II Английский в коронационных одеждах. Ок. 1661-1662. Хэмптон-корт, Лондон (Королевская коллекция)

P.S. В 1633 году Орацио Джентилески вернулся к сюжету «Спасение Моисея из Нила» и написал практически такую же картину для другого монарха — Филиппа IV Испанского, большого ценителя живописи, — придворным художником и близким другом короля был Диего Веласкес. Учитывая консерватизм испанцев, Джентилески переодел сестру Моисея из обнажившей грудь туники в пуританское платье.

Орацио Джентилески. Обнаружение Моисея. 1633. Прадо, Мадрид
Орацио Джентилески. Обнаружение Моисея. 1633. Прадо, Мадрид

Какая версия вам нравится больше? Поделитесь своим мнением в комментариях!

Почему "Венера с зеркалом" Веласкеса – это шедевр?
Зарина Асфари об искусстве15 октября 2019