Сегодня фамилия Джентилески ассоциируется в первую очередь с итальянской художницей XVII века Артемизией. Но в XVII веке всё было иначе...
Жертва изнасилования, Артемизия создавала феминистские картины, в которых роковые женщины, вроде Юдифи или Саломеи, мстят всему мужскому роду за её страдания. Какая ирония! Своей славой, которая последние годы только растёт, Артемизия затмила и своего насильника (тоже художника), и своего отца — художника Орацио Джентилески, который, собственно, научил её живописи.
В Национальной Галерее Лондона висит его масштабное полотно «Обнаружение Моисея». (При этом до недавних пор картина принадлежала частному лицу, а не музею, и на днях завершился сбор частных пожертвований на выкуп картины.)
Нил, правда, протекает не в Египте, а в типичном британском ландшафте. И это вполне закономерно: ведь работу итальянцу заказал британский король Карл Первый для королевы Генриетты Марии Французской.
Этот щедрый подарок знаменовал рождение наследника престола – будущего короля Карла Второго. Вот так, скромно и со вкусом, Орацио Джентилески выразил большие надежды, которые монаршие родители возлагали на своего сына. Оправдались ли эти надежды — вопрос открытый.
Карл Второй — спорная фигура в британской истории. Он славился обилием любовниц и детей, которым щедро жаловал титулы. Кроме того, его величество многие часы проводил в своей алхимической лаборатории, пытаясь превратить ртуть в золото. И ведь на период его правления пришёлся экономический расцвет и расширение колоний Британии! Может быть, опыты увенчались успехом?
P.S. В 1633 году Орацио Джентилески вернулся к сюжету «Спасение Моисея из Нила» и написал практически такую же картину для другого монарха — Филиппа IV Испанского, большого ценителя живописи, — придворным художником и близким другом короля был Диего Веласкес. Учитывая консерватизм испанцев, Джентилески переодел сестру Моисея из обнажившей грудь туники в пуританское платье.
Какая версия вам нравится больше? Поделитесь своим мнением в комментариях!