Найти тему

Православный кинозал Слава Богу за все

Православный кинозал Слава Богу за все
Православный кинозал Слава Богу за все
В двадцатом веке в России насмерть столкнулись два типа миропонимания – религиозное и атеистическое. За первым стояла многовековая патриархальность царской империи и тысячелетие Крещения Руси. За вторым – богоборчество нескольких десятилетий советской власти, плавно перетекшей постсоветское пространство – ситуацию идеологической анархии новой России.

Православный кинозал

Православное кино отражает эти сложные процессы. Мы рады и малым проявлениям православной религиозности на кино экране. Может быть, потому православный фильм Павла Лунгина «Остров» прозвучал в обществе столь остро, что в нем ожила дорогая для сердца верующего человека идея покаяния?

Примеры православного кино единичны и неоднозначны в силу множественности интерпретаций художественного произведения. Православными фильмами по духу можно назвать анимационные экранизации Александра Петрова – «Сон смешного человека» по одноименному рассказу Федора Достоевского, «Первую любовь» по рассказам Ивана Шмелева, некоторые экранизации русской классики, случившиеся в разное время.

Фильмы православного направления, возникшие на рубеже двух последних веков, скорее обозначают вопросы, чем воплощают ответы. Одна из черт православного кино – умение автора передать веру во Христа и самого Христа (пусть отраженно) как реальность, а не миф. В некоторых православных фильмах реалии Православия составляют основу сюжета, придают остроту конфликта или являются фоном, порой конъюнктурным. Например, в фильме «Поп» Владимира Хотиненко важен факт священства главного героя. Сан иерея приподнимает все коллизии, связанные с характером отца Александра, осуществлявшего пастырство на оккупированной немцами территории, на внебытовой, внеполитический, даже внеисторический уровень.

В православном фильме «Чудо» Александра Прошкина основой конфликта становится отношение общества к засвидетельствованному в 50-е годы реальному факту, известному как «Зоино стояние». Как относиться к этому чуду, люди не знали ни тогда, ни сейчас. Чудо не убеждает. Скорее – страшит. Потому понадобился мелодраматический сюжет с журналистом, перипетии в семье священника, почти аттракционное посещение окаменевшей девушки с иконой в руках партийными и государственными деятелями. Но тема заявлена.

В последние два десятилетия авторы только начинают осваивать новую территорию, так называемого, православного кино. Это православные фильмы разных видов кинематографа и жанров, снятые верующими людьми или людьми, взыскующими веры. Значит, Христа. Большей частью – это православное кино неигровое, просветительское, об истории Православия в России и мире, о новомучениках, восстановленных святынях, православных церковных праздниках. Встречаются удивительные по силе свидетельства живой веры, восходящие к высокой художественности, такие, как, например, фильм Валерия Залатухи и Галины Леонтьевой «Ребро. Портрет жены художника на фоне эпохи», призер кинофестиваля «Встреча», где главные герои – наши современники – рассказывают о своем пути к Богу вплоть до самой смерти. Этот фильм христоцентричен, потому что именно Христос стал в нем основополагающим, смысло- и целеобразующим принципом. Фильм красив по композиции, построению кадра, по тому, как увиден человек на экране. Как человек вписан в жизнь, природу, в церковную ограду, вплоть до свежевырытой могилки у стен старой церкви. Недаром батюшка, ставший иеромонахом, в прошлом художник-декоратор, потом пейзажист и портретист, и, наконец, иконописец. Можно сказать, что весь фильм иконичен, так как отражает красоту тварного мира, тронутого упадком, но все равно невообразимо прекрасного.

Россия всегда была страной великих смыслов. Раньше, даже ложная идея и варварская идеология, могли породить героев-мучеников – Павку Корчагина или Павлика Морозова. За рыночную экономику никто жизни отдавать не станет, будут только отнимать. Именно об этом говорят жестокие по сути и отточенные по форме картины Алексея Балабанова. Но в сезоне 2010 года есть фильм Юрия Шиллера «Воробей», «очень старомодное кино», как сказал один из критиков.

Слава Богу, что есть такой прецедент. 

Целостность восприятия мира – это сущностная координата мира, без которой человек и общество саморазрушаются. В фильме нет прямого обращения к Образу Христа. Но главное, в герое-ребенке есть потребность найти Истину, отстоять справедливость, сохранить живое. А живое, жизнь – это высочайший дар Божий. Православное кино призвано быть жизнеутверждающим, нести идею жертвенности и любви.

Татьяна Москвина-Ященко,

киновед, преподаватель ВГИКа,

пресс-секретарь Союза кинематографистов России

По материалам сайта ПРАВОСЛАВИЕ И МИР