1,4K подписчиков

Як-7Б - чернорабочий войны. Часть 2 - пик

5,6K прочитали

Он же - конец.

И он же - конец

В предыдущей части мы вспомнили как рождался "промежуточный", незаметный истребитель Як-7.

Як-7 - чернорабочий войны. Часть 1 - создание

Як-7Б - скромный истребитель, остающийся в тени своих прославленных коллег-яков. Горбатый, немного нескладный трудяга - вместе с Як-1 ставший основным истребителем ВВС в тяжелейшем 1942 году (поправлено благодаря подсказкам читателей - за им большое спасибо - Аспид)

Появился он, как мы вспоминали в первой части, как учебно-тренировочный самолет Як-7 УТИ, еще более простой и надежный в эксплуатации, чем его предок - "боевой" истребитель Як-1.

Як-1 1942 года №44 - самолет, на котором летала Лидия Литвяк, лучший ас-женщина в истории, 12 личных побед и 4 в группе.  Спасибо Михаилу Тимину за указание на неверную подпись под картинкой :) Изображение модели с сайта Михаила Голованова, http://www.mgolovanov.ru/models/yak1.html
Як-1 1942 года №44 - самолет, на котором летала Лидия Литвяк, лучший ас-женщина в истории, 12 личных побед и 4 в группе. Спасибо Михаилу Тимину за указание на неверную подпись под картинкой :) Изображение модели с сайта Михаила Голованова, http://www.mgolovanov.ru/models/yak1.html

Як-7 отличался большей прочностью, несколько сдвинутым для больше устойчивости крылом, отдельной моторамой - собственно изменения были направлены на то, чтобы учебно-тренировочная машина оказалась более прочной и надежной чем истребитель Як-1. Однако с началом войны стало ясно, что нужно много истребителей - и Як-7 быстро снова переделали во фронтовой истребитель, а после доработок и замены пулеметов ШКАС на крупнокалиберные 12,7-мм БС он получил название Як-7Б. С момента появления Як-7 развитие истребителей Як разделилось на 2 тесно связанные, но самостоятельные линейки - ведь параллельно с более тяжелым и прочным Як-7 продолжалось развитие легкого истребителя Як-1.

Ас Отто Весслинг, 83 победы, на крыле своего Bf 109F4. Осень 1942 года, Сталинград
Ас Отто Весслинг, 83 победы, на крыле своего Bf 109F4. Осень 1942 года, Сталинград

Однако в начале 1942 года Александру Сергеевичу Яковлеву было совсем не до уточнения классификации Яков. Появление на фронте новых "мессеров" - Bf-109F4 - снова сделало отставание "яков" критическим. Разгоняясь до скорости более 520 км в час у земли "мессер" обходил Яки более чем на 40 км в час, набирал 5000 метров за 5,1 минуты, а за боевой разворот - около 1000-1050 метров высоты. Все аэродинамические доработки Як-7Б оказались недостаточными для того, чтобы вести равный бой с новым "мессером с форсированным мотором". Даже в наборе высоты за боевой разворот Як-7Б проигрывал 50-100 метров. Правда, тяжелый Як-7 неплохо пикировал, да и в вираже опять начал уверенно обставлять потяжелевший по сравнению с предыдущей версией F2 "мессер". Однако этого было явно недостаточно. Собственно, в начале 1942 года превзойти Bf 109F4 вряд ли мог бы любой истребитель мира. Даже английские "спитфайры"и американские Р-40 уступали ему в скорости, хоть и сохраняли преимущество в вираже, а преимущество перед откровенно устаревшими к этому времени "харрикейнами" было еще более заметным.

Р-40Е «Киттихаук» из состава 2-го Гв.ИАП ВВС СФ, 1942 г. Ленд-лизовский истребитель был явно сильнее устаревшего Bf-109E, но сравниться с новым мессером серии F4 не мог и он. Рисунок с сайта https://warspot.ru/
Р-40Е «Киттихаук» из состава 2-го Гв.ИАП ВВС СФ, 1942 г. Ленд-лизовский истребитель был явно сильнее устаревшего Bf-109E, но сравниться с новым мессером серии F4 не мог и он. Рисунок с сайта https://warspot.ru/

Чтобы бороться с новыми "мессерами" Якам был нужен новый мотор. Мотор этот обещали еще до войны - собственно, еще Як-1 рассчитывался на двигатель М-106 мощностью в 1350 л.с. Мотор, однако, опаздывал, и в 1941 году так и не появился в 1942 году была выпущена небольшая серия двигателей М-106 в односкоростном варианте - но тут же стало ясно, что ставить его на боевые машины нельзя. Двигатель был недоработан, трясся, дымил и не выдавал завяленные характеристики. К тому же Климов сообщил, что из-за перегрузки его КБ не может его доработать, поскольку все силы брошены на новый двигатель М-107.

ВВС опять остались без современного мотора - а он был крайне необходим. Однако Яковлев обратил внимание, что М-106 был максимально унифицирован с М-105, а существенный рост мощности достигался за счет повышения наддува до 1175 мм. Тут же возникла идея - а что если на обычном М-105 поднять наддув? Пусть не до 1175мм, пусть поменьше. Да, упадет высотность - но на больших высотах бои и так не ведутся. Зато вырастет мощность мотора!

Климов был категорически против, указывая, что ресурс мотора упадет до неприемлемых величин. Спор решили лобовым экспериментом - по приказу Яковлева на стенд установили М-105, подняли давление наддува до 1050 мм, дали полный газ и стали ждать - когда сломается. При назначенном ресурсе в 150 часов на всех режимах двигатель на стенде отработал 203 часа - и тут же пошел в серию под названием М-105ПФ.

Як-7Б М-105 ПФ на лыжах, 1942 год
Як-7Б М-105 ПФ на лыжах, 1942 год

Высотность действительно упала (но незначительно, скоростной напор несколько уменьшил эффект) - зато мощность выросла примерно на 130 л.с., до 1180 лошадиных сил. Да, это было все еще меньше чем у мессера - но это была существенная прибавка мощности, и ЛТХ Як-7Б, получившего с новым мотором название Як-7Б ПФ, заметно выросли.

Скорость у земли увеличилась до 515 км в час. На высоте - несколько снизилась, до 570 км в час, поскольку упала высотность двигателя. Но мощный мотор и работа по облегчению машины заметно улучшили динамику Як-7Б, который опять начал навязывать мессерам если не равный, то близкий бой - на боевом развороте он почти не уступал "мессерам", на горизонталях был сильнее, был лучше вооружен - правда, все это обесценивалось тем, что ситуация с качеством пилотов ВВС, а также качество производства самолетов к концу 1942 года были на самом низком уровне за всю войну.

Messerschmitt Bf 109G2 из JG54, аса Вильгельма Шиллинга, сентябрь 1942
Messerschmitt Bf 109G2 из JG54, аса Вильгельма Шиллинга, сентябрь 1942

Но - недолгим было счастье... у немцев опять появился новый вариант "мессера" - Bf-109G2. Новый мотор, DB-605, мог выдавать до 1475 л.с., что давало мессеру большое преимущество - но только на ранних вариантах G2. Очень быстро выяснилось, что при использовании максимального наддува в 1,42 ата двигатель мессершмитов может неожиданно выйти из строя, поэтому наддув был заблокирован механически на уровне 1,3 ата - что соответствовало примерно 1375 л.с. мощности двигателя, как и у DB-601E на Bf-109F4. Но была и существенная разница - двигатель "густава" мог выдавать такую мощность до 30 минут, а не одну минуту, как "фридрихи". Як-7Б опять проигрывал новому мессеру - немного, но проигрывал.

Машина была неплохой... ...Обзор из кабины был хороший во все стороны. Даже назад, несмотря на высокий гаргрот...
...Максимальная скорость в горизонтальном полёте - 570 км/час (по прибору). Это было меньше, чем у "мессера", километров на 20. Если мы были на одной высоте, то догнать "мессер" Як-7Б не мог. Это очень неприятно: "мессеру" от тебя в бою легче оторваться и легче тебя догнать, но в бою 20 км/час - это небольшое преимущество. Его еще надо уметь реализовать.
Намного хуже отставания по скорости было то, что Як-7Б был "тупой" - разгонялся и тормозил медленно. Дашь газ, так он пока-а раскачается… А убираешь газ, а он всё прёт! Вот "мессер" - тот "за газом ходил", очень динамичный. Динамика разгона - очень важная характеристика, она обеспечивает боевую скорость, здесь у "мессера" было безусловное преимущество. Если бы он был не такой "тупой", то это был бы совсем хороший истребитель, но он был тяжелый, и М-105 был для него слабоват...
...боевые скорости Як-7Б и "мессера" были практически одинаковы: от 200 до 540-550 км/час, но, высокую боевую скорость "мессер" мог держать подольше, "Як" скорость терял быстрее.
И.И. Кожемяко, ветеран ВОВ, с айта https://iremember.ru/

Новый вариант мессера, Bf-109G2, стал чемпионом по скороподъемности - набирая 5000 метров за 4,5 минуты. Даже следующие модели Bf-109, прибавившие в мощности, но потяжелевшие, не смогли его обойти. Скорость выросла до 650 км в час на большой высоте , около 590 км в час на высоте 4000 метров и 530-535 км в час у земли. Яки опять отстали, а новый двигатель, теперь уже М-107, опять откладывался.

Bf 109G2. Принято считать что именно варианты F4 и G2, были вершиной развития Bf-109. Все еще легкие и способные вести маневренный бой они имели уже достаточно мощный мотор, позволявший им в начале 1942 года иметь преимущество над  любым или почти любым соперником. Но в конце 1942 года у "мессера"  как на Востоке, так и на Западе появились новые, очень неприятные оппоненты.
Bf 109G2. Принято считать что именно варианты F4 и G2, были вершиной развития Bf-109. Все еще легкие и способные вести маневренный бой они имели уже достаточно мощный мотор, позволявший им в начале 1942 года иметь преимущество над любым или почти любым соперником. Но в конце 1942 года у "мессера" как на Востоке, так и на Западе появились новые, очень неприятные оппоненты.

Ситуация была критической. В этот момент работа над Яками сконцентрировалась на более легком, и, как казалось, более перспективном Як-1Б. На него установили двигатель ПФ, как и на Як-7Б - но этого было недостаточно чтобы догнать "мессеры". Началась кропотливая, упорная работа над уменьшением веса и улучшением аэродинамики. Вес выжимали буквально по граммам. Облегчили основу конструкции Яка - несущую ферму фюзеляжа. Заменили хвостовое оперение на дюралевое, от предвоенного опытного истребителя И-30.

Однако резервы по снижению веса были ограниченны, и параллельно шла работа над совершенствованием аэродинамики - герметизация перегородок в фюзеляже, новые капоты двигателя, кок винта, обтекатели патрубков двигателя. Сами патрубки изменены по рекомендациям ЦАГИ, и стали реактивными - это тоже добавило несколько километров в час. Борьба шла за каждый километр в час, который просто выжимали из конструкции по крохам - но было сделано и еще одно очень заметное. Характерный для ранних яков "горбик" - гаргот за кабиной - был срезан, а фонарь кабины сделали каплевидным, обеспечивающим отличный обзор задней полусферы. Новый истребитель пошел в серию под названием Як-1Б

Як-1Б с М-105ПФ командира 270 ИАП С.Д. Луганского. Скорость на высоте 4250 метров 591 км в час, у земли - 531 км в час, набор высоты за боевой разворот 1100 метров. Это был первый як, на высотах до 5000 метров в целом не уступавший ни одному их "мессеров"
Як-1Б с М-105ПФ командира 270 ИАП С.Д. Луганского. Скорость на высоте 4250 метров 591 км в час, у земли - 531 км в час, набор высоты за боевой разворот 1100 метров. Это был первый як, на высотах до 5000 метров в целом не уступавший ни одному их "мессеров"

И тут сразу сказалось близкое родство "яков" - все модернизации, характерные для нового Як-1Б тут же начали активно внедрять на всех остальных "родственниках" - и в первую очередь на Як-7Б. Спешно готовился новый Як-7 - эталон 1943 года с мотором ПФ, и на нем тут же внедрялись все нововведения от Як-1Б.

В результате отличия Як-7Б ПФ 1943 года от Як-1Б были в первую очередь внутренними. Як-7Б сохранил свои компоновочные преимущества, а также два пулемета УБС - против одного на Як-1Б. Остались отдельная моторама, более прочная конструкция, чуть сдвинутое вперед крыло - плюсы Як-7 никуда не делись. Но Як-7Б ПФ 1943 года все же уступал Як-1Б по ЛТХ, и причина была продолжением его достоинств. Более прочный и лучше вооруженный Як-7Б ПФ оказался более тяжелым, его масса составляла почти ровно 3000 килограммов, тогда как Як-1Б весил примерно на 100 килограммов меньше. На максимальной скорости это сказалось мало, а вот маневренные характеристики на вертикали у Як-7Б ПФ с улучшенной аэродинамикой были чуть хуже - если Як-1Б набирал до 1100 метров за боевой разворот, то Як-7Б ПФ на 50 метров меньше.

Як-7Б ПФ с улучшенной аэродинамикой 1943 года.
Як-7Б ПФ с улучшенной аэродинамикой 1943 года.

Фактически Як-7Б ПФ догнал мессер по скорости на малых и средних высотах, но все еще уступал в динамике и маневре. Правда, ситуацию облегчило то, что мессеры в 1943 году вдруг сдали.

Новая версия Bf-109G6 оказалась в целом слабее, чем предшественник. Правда, у нее был большой плюс - пулеметы заменили на МГ-131 калибром 13,2мм. Пулемет был не лучший, явно уступал и советскому УБС, и американскому Браунингу М2 - но все же это был мощный крупнокалиберный пулемет, залп мессера потяжелел.

Но - вместе с залпом потяжелел и сам мессер. Новые пулеметы, боекомплект, оборудование... к тому же изменился и подход к созданию самолета. Германия вдруг осознала, что идет тотальная война - и G6 должен был стать самолетом-солдатом, производиться тысячами на множестве разных заводов, с разным составом вооружения. Предусматривалась установка тяжелой, но мощной пушки МК-108, комплекты вооружения, разные варианты радио и навигационного оборудования. К тому же новые пулеметы не удалось впихнуть под капот - и над ним соорудили обтекатели, ухудшившие аэродинамику - пилоты люфтваффе тут же обозвали новый мессер "шишкой". Выросший вес привел к необходимости увеличения размерности колес, а новые колеса не влезали в крыло - и сверху на нем появились портящие и без того далеко не идеальную аэродинамику выштамповки под большие колеса...

Bf-109G6 - новый "мессер" впервые оказался слабее предыдущей версии. Скорость упала до 630 км в час на высоте и 520 км в час у земли, вес вырос до 3100-3200 килограммов, маневренность на вертикали чуть ухудшилась, а на вираже Bf-109 едва укладывался в 22-23 секунды, безоговорочно проигрывая "якам"
Bf-109G6 - новый "мессер" впервые оказался слабее предыдущей версии. Скорость упала до 630 км в час на высоте и 520 км в час у земли, вес вырос до 3100-3200 килограммов, маневренность на вертикали чуть ухудшилась, а на вираже Bf-109 едва укладывался в 22-23 секунды, безоговорочно проигрывая "якам"

Кроме снижения ЛТХ серьезно ухудшилась управляемость мессера. Пилоты отмечали, что новый "мессер" потяжелел, требует более высокой квалификации. К тому же никак не удавалось добиться нормальной работы двигателя с давлением наддува 1,42 ата - мощность так и осталась на уровне 1350-1375 л.с.

А вот Як-7Б ПФ прибавил, и в итоге к концу 1942 года фактически догнал "мессер". Почти. Если бы не одно "но" - качество изготовления.

После эвакуации заводы работали в труднейших условиях - и стандарты качества основательно просели.

Сборка была - не дай бог! Тут щель, там недокрашено, плоскости, как наждак. Эмалит - не лак, шершавел моментально. Ну о какой тут скорости можно говорить?
И.И. Кожемяко, ветеран ВОВ, с айта https://iremember.ru/

Известен случай, когда "мессер" легко ушел от Яков на глазах маршала Ворошилова, что и стало причиной большого скандала, несмотря на то что борьба за повышение качества "яков" шла постоянно

Як-7Б ПФ 1943 года, изображение с сайта http://airaces.narod.ru
Як-7Б ПФ 1943 года, изображение с сайта http://airaces.narod.ru

Як‑7Б № 22-41 с установленным на него форсированного двигателя М‑105ПФ проходил госиспытания в НИИ ВВС с 30 мая по 9 июня 1942 г. Было выполнено 36 полетов общей продолжительностью 23 ч.

По результатам испытаний были сделаны следующие выводы:
... Качество производственного выполнения и доведенность серийных Як‑7Б 22‑й серии завода № 153 существенно улучшено, однако оно все еще находится не на должном уровне, несмотря на то, что завод дал уже более 5-7 крупных серий и имел возможность покончить с дефектами, вызванными периодом освоения самолета
ЦАМО, ф. НИИ ВВС, оп. 485655, д. 113, 82 и 106, цитируется по А.Т Степанец, "Истребители Як"

Однако, как выяснилось, не только в качестве изготовления на заводах была проблема.

В одной части несколько летчиков жаловались, что их “Яки” не дают положенной максимальной скорости. Когда проверили их машины, то оказалось, что из-за неправильной регулировки винтов мотор не давал полных оборотов, посадочные щитки в убранном положении имели зазор с задней кромки крыла в несколько миллиметров, крышки лючков и обтекатели шасси были плохо подогнаны и в воздухе топорщились, маскировочная окраска самолетов была выполнена неровно, с бугорками, кроме того, летчики слишком много открывали выходное отверстие тоннеля водорадиатора, фонарь летчика в воздухе открывался и закрывался с трудом, вследствие чего летчики фонарь в воздухе не закрывали и т.д.
Когда все эти недостатки были устранены, оказалось, что самолеты не только дали полагающуюся максимальную скорость, но даже превысили ее. Таким образом, небрежное отношение к своему самолету может искусственно уменьшить его максимальную скорость.
"Наставление по воздушному бою с истребителями противника", 1943 год

Да, именно так. Культура эксплуатации в ВВС оказалась ничуть не лучше культуры производства на заводах в 1942 году - и стала одним из важнейших направлений совершенствования ЛТХ Яков. По фронтам поехали представители завода, показывавшие на практике, как прибавляет в характеристиках обычный "як", если его просто привести в порядок - отрегулировать двигатель, щели и зазоры фюзеляжа, щитков и закрылков. Часто брали самый плохой из имевшихся в части самолетов, приводили его в порядок и тут же сравнивали с остальными - и как правило "худший" из самолетов вдруг радикально преображался. Эта работа стала важнейшей составляющей того, что "яки", наконец, догнали мессеры.

Як-7Б ПФ последних серий и Як-9 - отличить почти невозможно. Особенно с левой стороны - не виден отсутствующий  Як-9  правый пулемет УБС
Як-7Б ПФ последних серий и Як-9 - отличить почти невозможно. Особенно с левой стороны - не виден отсутствующий Як-9 правый пулемет УБС

На заводах же шла постоянная, упорная борьба за качество изготовления Яков - такая же упорная, как и за вес, и за аэродинамику... что толку от всех улучшений, если из-за огрехов серийного производства все они просто пропадают зря? И в 1943 году эта трудная, упорная работа, связанная с постоянными конфликтами - резкость и бескомпромиссность Яковлева запомнилась всем окружающим - наконец дала результат.

В течении всего 1943 года постоянно проводились испытания Як-7Б ПФ, выходящих с заводских конвейеров - и стало очевидно, что серийные Яки в качестве уже не уступали эталонным!

Максимальная скорость серийных самолетов в процессе производства существенно не менялась и в среднем равнялась: у земли 531 +12/-9 км/ч, на 1‑й границе высотности - 567 +10/-7 км/ч, на 2‑й границе высотности - 588 +8/-11 км/ч.
...Время набора высоты 5000 м при 2600 об/мин равнялось 5,7 +0,6/-0,5 мин, при 2700 об/мин - на 0,6 мин меньше
ЦАМО, ф. НИИ ВВС, оп. 128661, д. 5, л. 12, цитируется по А.Т. Степанец, "Истребители Як"

То есть обычные, серийные Як-7Б в 1943 году имели скорость у земли от 522 до 543 километров в час, на высоте - от 577 до 596 км в час, а высоту в 5000 метров набирали в среднем за 5,1 минуты - то есть Яки благодаря доработкам и качеству изготовления сумели даже обойти в массе эталонный Як-7Б ПФ 1943 года.

Именно такие Як-7Б и стали, вместе с более легкими Як-1Б и Ла-5Ф основными истребителями ВВС в 1943 году.

"Мессер" осенью 1943 года, наконец, получил разрешение использовать наддув в 1,42 ата, мощность мотора выросла до 1475 л.с. - но обойти "яки" уже не сумел. Бой стал равным - каждый пытался сыграть на своих козырях. Яки использовали боевой разворот, мессеры - горки, стараясь подловить друг друга - но уже на равных.

Это был пик, вершина развития трудяги Як-7 - родившегося неожиданно, не по плану, вытащившего на себе тяжелейшие бои 1942 года - и наконец практически догнавшего своего главного оппонента, Bf-109, к 1943 году. Однако пик развития и стал концом Як-7Б.

Последний из Як-7Б ПФ - опытный истребитель Як-7ДИ. Металлические лонжероны и - обратите внимание - отсутствует правый пулемет УБС. Машина стала легче почти на 200 килограммов, сильно прибавила в маневренности - и в серию пошла уже под названием Як-9. Изображение с сайта https://war-book.ru
Последний из Як-7Б ПФ - опытный истребитель Як-7ДИ. Металлические лонжероны и - обратите внимание - отсутствует правый пулемет УБС. Машина стала легче почти на 200 килограммов, сильно прибавила в маневренности - и в серию пошла уже под названием Як-9. Изображение с сайта https://war-book.ru

В КБ Яковлева на базе Як-7Б еще в 1942 году начали разработку версии Як-7 с повышенной дальностью - получившей название Як-7ДИ, дальний истребитель. Чтобы сэкономить место и массу для установки больших бензобаков решили попробовать заменить тяжелую, длинную деревянную несущую балку - лонжерон крыла - на дюралюминиевый, благо острота дефицита алюминия немного снизилась, а заодно и сняли левый пулемет БС - вооружение Як-7ДИ стало равным Як-1Б, и вес снизился почти на 200 килограммов.

Як-9Т аса А.И. Выборнова, 21 сбитый самолет противника. Як-9Т - наследник Як-7. Сдвинутая назад кабина и измененный фюзеляж стали типовыми для следующих Яков. Изображение с сайта https://www.pinterest.ru
Як-9Т аса А.И. Выборнова, 21 сбитый самолет противника. Як-9Т - наследник Як-7. Сдвинутая назад кабина и измененный фюзеляж стали типовыми для следующих Яков. Изображение с сайта https://www.pinterest.ru

На испытаниях выяснилось, что если на эту машину не устанавливать дополнительные баки - то она резко прибавляет в характеристиках. Сохраняя все технологические и эксплуатационные преимущества прочного, универсального Як-7 новый истребитель по вертикальной маневренности, динамике оказался равен легкому воздушному бойцу - Як-1Б, и при этом мог производиться в больших количествах без существенной переналадки производства - и Як-7ДИ тут же, срочно начали ставить в серийное производство.

Як-9У - реконструкция внешнего вида, изображение с сайта http://ava.org.ru
Як-9У - реконструкция внешнего вида, изображение с сайта http://ava.org.ru

В серии новый истребитель получил и новое название - Як-9. Так, из боковой ветви развития "яков", учебно-тренировочного самолета, получился самый известный, прославленный, массовый истребитель.

Наследник Як-7Б производился тысячами, имел десятки модификаций под совершенно разные задачи, был разведчиком с установленным внутри фотоаппаратом, бомбардировщиком с внутренней подвеской бомб (да, место второй кабины учебно-тренировочного УТИ Як-7 не пропадало зря). На Як-9 ставили множество вариантов вооружения, на нем, наконец-то, появился долгожданный мотор М-107, сразу превративший Як-9У в один из сильнейших истребителей мира, устанавливали разные варианты крыла, меняли фюзеляж...

Як-9УТ - развитие истребителей Як-9 с мощнейшим вооружением из 37-мм пушки НС-37 и двух 20-мм Б-20.
Як-9УТ - развитие истребителей Як-9 с мощнейшим вооружением из 37-мм пушки НС-37 и двух 20-мм Б-20.

Уже в 50-х годах, в первую неделю войны в Корее, когда хозяевами неба были уже реактивные самолеты - корейские Як-9П только по подтвержденным данным сбили 12 американских самолетов. Среди уничтоженных пилотами "яков" целей были даже тяжелые стратегические бомбардировщики В-29.

Як-9П - да, все правильно, на нем опознавательные знаки ВВС США. Такой самолет американцам удалось добыть в Корее - и он тут же поехал на испытания в США. Изображение с сайта https://aviadejavu.ru
Як-9П - да, все правильно, на нем опознавательные знаки ВВС США. Такой самолет американцам удалось добыть в Корее - и он тут же поехал на испытания в США. Изображение с сайта https://aviadejavu.ru

Но - Як-9 это уже совершенно новая история - история самолета, предком которого был спешно переделанный из учебно-тренировочного самолета эрзац-истребитель - дравшийся в самом тяжелом, 1942 году, а затем скромно ушедший на второй план, незаметный трудяга Як-7Б.

Ну а про самый массовый истребитель ВВС - Як-9 - мы еще поговорим, и неоднократно. Но - не в этот раз.

Подписывайтесь - будет интересно.