Россия - страна контрастов. Не исключением стал и русский рок - крайне противоречивое, но от этого не менее интересное явление. Одни люди, услышав его, скорчат пренебрежительную мину и плюнут, другие с улыбкой вспомнят бурную молодость, а третьи и не перестают его слушать, проводя прекрасные выходные на концертах и фестивалях. Но за любым явлением стоят отдельные сверхталантливые люди, которые все и раскручивают, а одним из таких людей в русском роке является Константин Евгеньевич Кинчев, лидер группы Алиса - крупнейшего на сегодняшний день столпа русского рока.
Родился Константин Панфилов 25 декабря 1958 года в Москве. Да-да, это его настоящая фамилия, а Кинчев это псевдоним, взятый в память о репрессированном в СССР деде. Родители были более чем интеллигентны, отец - ректор университета, ныне РГУТИС, а мама - инженер, преподавала сопромат в РХТУ им. Менделеева. Музыка была для юного Кости примерно тем же, чем для нынешних детей являются компьютерные игры. Мама купила ему магнитофон в 1966 году для изучения английского, но маленький бунтарь начал слушать на нем The Rolling Stones, а английский не выучил до сих пор. Впрочем, это были еще цветочки. По-настоящему поворотный момент для Константина произошел в 1972-м году в пионерлагере "Звездочка" где радиорубщик вместо надоевшего горна включал альбом Master of reality вышеназванного ансамбля. И понеслось!
С тих пор Кинчев заболел роком на всю голову. Сначала он, как и все творцы, пытался копировать мастеров. Брынчал песни Led Zeppelin, Black Sabbath, The Rolling Stones на гитаре. Потом, в 1974 году Кинчев собрал свою первую группу "Круг Черной Половины", потом "Сломанный воздух", "Третья фан-команда" . Все эти коллективы также исполняли только композиции англоговорящих "коллег", просуществовали недолго, ибо состояли из совсем зеленых мальчиков и материала после себя не оставили.
Жизнь Кинчева после школы развивалась совершенно незакономерно. Призыва в армию он избежал из-за «травмы головы», а на самом деле в школе ему написали настолько ужасную характеристику, что мальчика поставили на учет в психклинику. Успел будущий рокер поработать фрезеровщиком, художником, натурщиком, грузчиком. Но такой послужной список не означает, что Кинчев забил на учебу. Он учился в Университете туризма и сервиса, в Российском университете кооперации, и даже в Певческом училище при Большом театре. Казалось бы, пора забыть о роке. Да и родители, наверное, еще надеялись что он станет "нормальным" человеком.
Но не тут-то было! В 1983 году Кинчев основал очередную группу "Зона отдыха", за той лишь разницей, что она исполняла песни уже авторства самого Кинчева. В это же время в Питере бас-гитарист Святослав Задерий основал группу "Алиса" и записал с ней первый ее альбом "Кривозеркалье" . Ну а в 1984 году Кинчев перебрался в Ленинград и познакомился с Майком Науменко, который сдержанно, но оценил творчество московского выскочки. Вот так Кинчев оказался в ленинградском андеграунде. Именно Майк и надоумил Кинчева записать полноформатный альбом на студии Игоря Гудкова, сам забив себе место басиста. Но вот незадача, в день записи альбома он запил и не пришел, тогда-то Гудков в срочном порядке и пригласил Задерия на место Майка. Проработав в студии ровно 12 часов, на выходе ребята получили неплохой материальчик – альбом "Нервная ночь" . Ну а после записи Задерий позвал Кинчева в "Алису" на роль вокалиста.
В творческом плане Задерий и Кинчев сразу поладили, но организационно возникли проблемы. Причиной послужило желание пока еще лидера "Алисы" перекроить Кинчева под себя, а последний был против этого. Но автором всех текстов и большей части музыки нового альбома "Энергия", вышедшего в 1986 году, был Кинчев, задававший стиль всей группе и не желающий под кого то меняться. Ну и Задерию пришлось уйти из группы в свободное плаванье, подарив "Алису" Кинчеву. Но СССР в это время никто еще не отменял, так же как и не отменяли статью "за тунеядство". Ну а поскольку к заводу у Кинчева душа не лежала, пришлось "работать" актером. Так он снялся в фильме "Взломщик", не оцененном ни фанатами, ни самим Кинчевым, но зато тепло принятый международными кинофестивалями.
У «Алисы» же тем временем дела пошли в гору: насыщенная жизнь, постоянные концерты и репетиции. Только вот в 1987 году после небольшой потасовки с милиционером перед концертом В Ленинграде Кинчев позволил себе неосторожное высказывание, а именно: "Следующая песня посвящается иностранным гостям, если оные есть в зале… а также ментам и прочим гадам!". И начались проблемы с законом, названые «Делом Кинчева», продолжавшиеся около года. Закончилось это дело в 1988 году в пользу Кинчева, поскольку обвинения в нацизме, предъявленные газетой "Смена", были нагло высосаны из пальца, но шлейф того события, подкрепляемый изображениями коловратов (славянскими!!!), остается до сих пор. В качестве рефлексии на это событие был записан альбом "Ст. 206 ч. 2".
Во многих интервью Кинчев называет себя антикоммунистом, и эти слова он подтверждает тем, что участвовал в обороне Белого дома в 1991 году. Сначала просто присоединился к оцеплению с колом в руках, потом сообразил, что гитара ему идет больше. Получил он за это деяние и медаль "Защитник свободной России" в 1993 году, но отказался от нее годом позже в знак протеста начала войны в Чечне. Но, тем не менее, ошибкой свои действия 1991 года не считает, поскольку следовал зову сердца.
По-настоящему переломный момент в жизни Кинчева произошел в 1992 году, когда "Алиса" давала концерт в Иерусалиме. И хотя он там позволял себе неосторожные высказывания, однако после недельного пребывания на Святой земле он резко изменил свои взгляды на жизнь, перекроил собственную систему ценностей и ударился в православие. Сразу по возвращении в Россию он принял крещение. Это, разумеется, сильно отразилось и на его группе, достаточно сравнить альбомы "Шабаш" 1991 года и "Для тех, кто свалился с Луны" 1993 года. Разница будет разительна даже в названиях песен.
Многих удар матерого рокера в православие удивил, некоторых расстроил, а кого-то даже взбесил, не говоря уже о тоннах приколов о ПГМ (православие головного мозга). Однако этим людям стоит учесть тот факт, что Кинчев со школы сидел на наркотиках, сначала на травке, а потом и на "черном". Вокруг него умирали от наркозависимости талантливые друзья, достаточно вспомнить Игоря Чумычкина, Александра Башлачева, Анатолия Крупнова. По словам Кинчева, только благодаря Богу он смог избавится от такой болезни, как наркомания. С 1995 года он абсолютно чист в этом плане. С алкоголем все сложнее, но это совсем другая история...
Начало третьего тысячелетия ознаменовалось для Кинчева очередными обвинениями в нацизме из-за обложки альбома "Солнцеворот". Некоторые нашли в ней что-то нехорошее, но Кинчев прекрасно знал, на что идет, поскольку важен был смысл изображения, а не реакция на него журналистов. Также примечательна песня "Власть" из альбома "Стать Севера" 2007 года, где недвусмысленно Кинчев освещает свое мнение по поводу Оранжевой революции и тех, кто ее организовал.
Самое страшное для поклонников "Алисы" произошло 26 апреля 2016 года, когда Константина Кинчева госпитализировали с инфарктом. Лично у меня был на руках билет на предстоящий майский концерт и сказать, что я был в шоке это ничего не сказать. Многие уже решили, что пока прощаться с Константином Евгеньевичем, как минимум на сцене. Но благодаря врачам Лужской реанимации Константин Кинчев с нами до сих пор. И как человек, бывший на его концерте в 2018 году, заявляю, что сил и угара от этой трагедии у него не убыло!
Анархист, ставший монархистом, атеист, ставший глубоко верующим человеком (и членом Патриаршего совета по культуре), бывший наркоман, а ныне ярый борец с этой напастью, человек, в котором спаян железный консерватизм и либерализм здорового человека. Выдающийся фронтмен и автор песен легендарной группы, сам ставший легендой и не перестающий творить до сих пор.
А на последок Вера Панфилова - дочка Константина Кинчева и его супруги Александры. Очень красивая и талантливая актриса Театра им. Владимира Маяковского! Не благодарите)