Продолжим истории про султанов, в смысле, про эффективных руководителей.
Итак, «Демократ-законник».
На смену Василию Евсеевичу пришёл Денис Николаевич. Он был молод – ему ещё не было сорока лет, производства не знал, до повышения возглавляя кадровое направление. Сразу после назначения крысы побежали с корабля. Логика у крыс была – в период передачи власти были профуканы новые госконтракты, к тому же серым заработкам на предприятии пришёл конец. Крысы-эксперты предсказывали предприятию год агонии и крах.
Первым делом Денис Николаевич собрал всех. В один из цехов было собрано всё, на чём можно сидеть, и в течение часа новый руководитель довёл до всех из первых уст, так сказать, информацию.
Он сказал, что имеющихся контрактов хватит для того, чтобы полгода обойтись без сокращений. Сказал, что в течение трёх месяцев будет пересмотрена локальная нормативка и всем, кто не уйдёт, будут предложены новые трудовые договора. По большей части, ему поверили. Задавали вопросы и получали ответы. В конце беседы Денис Николаевич предупредил о том, что слухи распространять не надо, и о том, что права на результат работы принадлежат предприятию.
После беседы в течение месяца не было ни одного заявления на увольнение. Через три месяца у нас появился новый пакет нормативки и трудовые договора. Это был ад! Четыре сотни трудовых договоров с должностными инструкциями! Готовил это я и мой коллега – два человека. Перед их подписанием Денис Николаевич снова собрал собрание и лично объяснил нюансы новой системы начисления заработной платы. Чтобы не чувствовал народ, что его обманули. Разработанная финиками система действительно была непростой и кое-кто уже пустил слушок, что будут платить меньше. Денис Николаевич доступно донёс до всех, что платить будут не меньше – платить будут по-другому.
Новые договора подписали все, кроме одного человека. Через несколько месяцев он уволился по собственному желанию, мотивировав это тем, что за копейки он не работает.
Вообще, собрания и беседы – это был стиль Дениса Николаевича. Он пристально следил за настроениями в коллективе, требовал этого и от нас, кадровиков. Да, ребята, я стал прислушиваться, что происходит вокруг и присматриваться к сотрудникам. Я бы и раньше этим занимался, но был прямой запрет.
Что даёт такой «шпионаж»? Предотвращение крупных проблем. Когда один из айтишников решился на уничтожение документов, он не предполагал, что уже три недели, как «под колпаком». Туда он угодил после того, как пришёл обедать в столовую предприятия. Просто пришёл. Почему это показалось подозрительным – пока секрет, но расскажу обязательно.
Под руководством Дениса Николаевича начался микроменеджмент. Контроль рабочего времени, еженедельные проверки отделов и служб, внезапный запрос документации. Месяца через четыре народ побежал…
Проблем, кстати, из-за этого особо не было, хотя некомплект достигал 30-35%. Удалось избежать сокращений, пока не подошли новые контракты. А вот когда они подошли… Зарплата увеличилась в 2-3 раза. У тех, кто привык работать, а не скулить. В 2012-2013 годах мы были, наверное, самым конкурентным местом работы в Мухосранске, по уровню дохода.
По факту, предприятие превратилось в мясорубку. Человека отжимали и выбрасывали. Возмущаться было бесполезно – сначала Денис Николаевич вызывал к себе и объяснял, что надо работать, а потом человека увольняли, за невыполнение какого-нибудь пунктика одного из многочисленных локальных актов. После увольнения, если сотрудник подавал в суд, было собрание с разбором решения суда. Мол, работайте, или ещё и виноватыми окажетесь.
Кстати, сотрудники, бывало, суд выигрывали, вот только эти победы были Пирровыми.
Как ни парадоксально, в кадрах была очередь. Не в буквальном смысле, конечно, но стоило нам разместить вакансию, как тут же шли звонки и потоки резюме – деньги решают всё. Когда в одном из техникумов города был очередной выпуск, нам всегда звонили, даже если мы не размещали объявлений о приёме на работу.
В целом же, предприятие работало. В соблюдении законов есть свои плюсы: ты знаешь, что тебя точно не дёрнут в выходные и не заставят работать вечером без твоего согласия. Ты точно знаешь дату своего отпуска ещё до начала года. Ты точно знаешь, за что тебе платят премию. И да, ты знаешь какой ты в очереди на повышение.
Дениса Николаевича не любили, но боялись. Вряд ли его уважали, но все были вынуждены признать, что своё слово он держит. Строгое соблюдение законов даже без связей позволило отбивать наезды инспекций и даже ликвидировать конкурента. Конкурент имел неосторожность принять на работу нашего бывшего сотрудника с ворованной у нас документацией. Дурачок…
В итоге сотрудник пошёл по уголовке (272-ая, если что), а конкурент был вынужден остановить производство, на повторный запуск которого просто не хватило средств. Так что нам досталось оборудование конкурента по бросовой цене и полтора десятка ценных сотрудников.
За три года руководства Дениса Николаевича предприятие расширилось – были построены и оборудованы два новых цеха, на четверть выросло количество работников. Московское руководство это заметило и Денис Николаевич уехал в Москву, на руководящую должность.