Поежившись, подняв воротник куртки, Андрей шагнул из теплого подъезда в сырую осеннюю промозглость улицы. Дождь хлестнул по лицу холодными каплями. Андрей остановился, посмотрел на темные окна, за которыми в маленькой , уютной квартире он оставил свое счастье. Возврата ему туда уже нет. Ирина не простит ему ухода, хотя, может быть, и поймет. Слишком прочные нити связывают его с прошлым. Порвать их он не мог, да, наверное, и не имел права, потому-то и возвращается в свою привычную, но ставшую такой постылой жизнь.
Со своей будущей женой Андрей познакомился в шумной, подвыпившей молодежной компании, когда ему едва исполнилось восемнадцать. Танцевали, смеялись. Самой пьяненькой из девушек была Валентина. Тогда это не насторожило и не оттолкнуло его, ведь она выделялась своей внешностью, вела себя раскованно. Они стали встречаться. Андрей не замечал, что они очень часто становились участниками каких-то застолий, которые Валентина очень любила. После одной из вечеринок, оказались в постели. Андрей решил женится Мать, узнав, кто его избранница, только вздохнула горько: " Ох, намаешься!" Это было пророчество. Свадьба сделала его несчастным. Невеста за столом крепко перебрала, скоро начала размазывать по щекам слезы вперемешку с косметикой, а он, разозлившись, ушел, но очень быстро вернулся, потому что эта пьяная женщина была теперь его женой и носила под сердцем его ребенка и он должен быть рядом. Он и был рядом в течение многих лет, хотя с самого начала ничего у них не ладилось. Пьяные застолья, так любимые Валентиной, не прекратились и с рождением первенца. Скандалы стали привычными. К жизни Валентина относилась легко, меняла друзей, работу. О детях, сыне и дочери, в основном, заботилась бабушка-мать Андрея. А он работал, стараясь обеспечить достаток в семье. Достаток был, а вот уюта, благополучия не было, да и не могло быть.Какой уж тут уют, когда пьяную жену приходится вытаскивать из очередной компании, возвращать домой, приводить в чувство. А через несколько дней все повторялось.
Время шло, дети выросли. Жизнь Андрея катилась привычно. Компании и друзья Валентины перестали быть приличными. Все чаще он находил жену в самых злачных местах. О том, что есть другие женщины, способные на любовь, ласку, создание уюта в доме, Андрей даже и не думал. Но судьбе было угодно свести его именно с такой.
В тот летний день Андрей утром проснулся с предчувствием чего-то хорошего. Но все шло своим чередом. В конце рабочего дня полил дождь. Андрей, сидя за рулем своей старенькой машины, радовался, что не мокнет на автобусной остановке, как, например, вот эта женщина, беспомощно пытающаяся спрятаться под деревом. Что-то заставило его остановить машину и, открыв дверцу, крикнуть: " Садитесь, промокла же вся!" И она села, отжимая платье, вытирая лицо, но оно сухим не становилось. Женщина плакала тихо, безмолвно. Ее слезы не были пьяными, как у его жены. В них боль и отчаяние. Оказалось, Ирина недавно овдовела, потеряла работу, выдала замуж и проводила очень далеко свою совсем молоденькую дочь. Рассказывала , не жалуясь, как, бывает, рассказывают случайным попутчикам в поездах о самом сокровенном, зная, что никогда не придется больше увидеться. Но Андрей случайным не стал. Он довез ее до дома, а потом, через несколько дней, вернулся сюда, нашел ее.
Что-то тянуло его к этой женщине. Может быть то, что она была полной противоположностью его непутевой жены От Ирины,словно свет исходил: спокойная, мягкая, уравновешенная В доме порядок,чистота, уют. Чем больше Андрей узнавал о своей новой знакомой, тем глубже понимал, что, о такой женщине мечтал всю жизнь. Он не влюбился, полюбил Ирину зрелой любовью пятидесятилетнего мужчины. Ирина отвечала взаимностью. Зная о сложностях в его семейной жизни,она ни на чем не настаивала, ничего не предлагала сама, словно предоставляя ему право выбора. Андрей выбрал. Две недели назад он остался у Ирины в ее уютной квартире. Он наслаждался близостью любимой женщины, покоем, запахами вкусной пищи и так хотел сберечь все это. Но... телефонный звонок и тревожный голос дочери: " Папа, мы не можем найти маму. Ты знаешь, где она бывает. Помоги! Ты должен!" Наверное, должен, ведь без него Валентина пропадет. Прошлое не отпускало его. И идет Андрей ему навстречу по осенней слякоти. Тяжело шагает. По-мужски. А так ли?
Вспоминаю давно прочитанные строчки из стихотворения: " Да, бывает, всякое бывает, разное случалось в долгий век. Женщину хорошую, как сказка, полюбил женатый человек. Но ушел он от своей удачи, чуть не задыхаясь от тоски. Верно все! Но, может быть, иначе сильный поступает, по-мужски" Был ли поступок мужским в этой истории?