Илья Репин был женат дважды. Первой его женой стала Вера Шевцова, сестра товарища по рисовальной школе и дочь академика архитектуры Алексея Ивановича Шевцова.
У супругов родилось четверо детей, однако семейную жизнь их сложно было назвать счастливой. Слишком разные характеры были у супругов...
Образы членов своей семьи художник запечатлел в серии портретов, написанных в разные годы.
Один из них – портрет Веры Алексеевны под названием "Отдых".
Молодая жена Ильи Репина присела отдохнуть и, кажется, уснула в кресле. Она кажется совсем юной, почти девочкой... Не верится, что перед нами взрослая женщина, жена прославленного живописца и мать четверых детей.
Вот как описывает Веру искусствовед А. Пистунова: "Хороша она была в шестнадцать лет: смоляная тяжёлая коса ниже пояса, светло-карие глаза, детская чёлка над круглым лбом, пряменький нос, изогнутые вверх уголки губ, способность худенькой фигуры как-то уютно примоститься, изогнуться в мягком зелёном кресле".
Совершенно таким же манером изогнулась-примостилась Вера и на этой картине... Маленькой и хрупкой кажется она в старинном малиновом кресле с высокой спинкой и большими подлокотниками. Наряд её почти сливается с обивкой... Этот цвет удививительно подходит Вере, он оттеняет её бледную кожу, накладывает румянец на щеки.
На Вере совсем нет украшений, кроме обручального колечка. Лишь причудливая вышивка на платье да его кружевной воротничок говорят нам, что перед нами и не Вера вовсе, а Вера Алексеевна Репина, жена и мать.
Дочери Веры Алексеевны удивительно похожи на неё. Особенно старшая, Вера, родившаяся спустя девять месяцев после свадьбы.
Илья Репин не единожды изображал дочь, и самый известный ее портрет -- "Стрекоза".
Мы видим перед собой подвижного и, по-видимому, неугомонного ребёнка. Смотрите, как высоко забралась она...Не каждой девочке это под силу!
На ней просторное платьице и маленькая шляпка. Поначалу мы видим перед собой лишь милую и нарядную девчушку, однако скоро замечаем полуспущенные чулки и понимаем, что перед нами настоящий сорванец. Да уж не убежала ли она и вовсе от своей матери?.. В простор полей, расстилающийся за её спиной, в простор голубеющего позади неба...
Овал лица,форма губ, широкие брови – всем маленькая Вера походит на Веру большую, свою маму. Наверное, та тоже обладала живым характером и так же убегала от своих воспитателей в поля и луга, так же карабкалась куда-то, скакала и прыгала, порхала... Словно настоящая стрекоза.
Илья Репин не случайно написал портрет дочери из положения снизу. Хрупкий мир детства так же далёк от нас, как сидящая на бревнышке Вера. Так далек и так прекрасен... Художник "оторвал" ребенка от земли и помог ему взмыть прямо в воздух... Именно туда, куда устремляются все возвышенные детские мечты.
Спустя восемь лет Илья Репин рисует Веру снова.
Перед нами уже не ребёнок, но красивая двадцатилетняя девушка с букетом осенних цветов. Кажется, она пытливо вглядывается в наши лица, готовая улыбнуться, однако что-то сдерживает её.
Быть может, виной тому испортившиеся отношения между родителями, закончившиеся разводом, или же что-то совсем другое. Что может волновать девушку в 20 лет? Что волновало Веру?.. Впрочем, глаза её, столь полные задора в 12 лет, не утратили его и теперь... Они засмеются, эти глаза, стоит только дать им волю.
Вера одета в чёрную кофточку с кружевным воротником и лёгкую струящуюся юбку. Образ, полный задумчивой строгости и в то же время по-девичьи мечтательный. Перед нами уже не ребёнок, но прекрасная молодая женщина.
Другую свою дочь – Надю – Илья Репин запечатлел ранним утром. Девочка лежит в постели, глаза её уже открылись, однако сама она ещё не покинула страну снов и порождаемых ими грёз.
Нежная и хрупкая, утопает она в подушках, и мягкий утренний свет золотит её волосы – такие же кудрявые, как у папы.
Какой же милой и беззащитной кажется нам Надя, когда лежит вот так в своей постельке...Еще тяжелая со сна, но в то же время такая легкая, воздушная.
И снова мы видим перед собой таинственный и хрупкий мир детства, приоткрытый рукой мастера. Илья Репин вложил в этот портрет не только свои отцовские чувства, не одно лишь любование собственным ребёнком... Художник чувствует трепет перед всякой крошечной жизнью – и передаёт его нам. Именно поэтому нам так нравятся его детские портреты.
Спустя много лет художник снова напишет свою дочь. На этот раз перед нами – взрослая, красивая дама.
За её спиной простирается прогретый солнцем пейзаж, от которого она кокетливо закрывается чёрным зонтиком.
Какой же это легкий и воздушный образ!.. Надя одета в голубую блузу и серую юбку. На талии её мы видим большой бант, другой бант, поменьше, украшает ручку её зонтика... Кокетливая шляпка открывает нам лицо Нади, обрамленное чёрными волнами кудрей: изогнутые брови, румяные щечки, нежно-алые губы...
И снова мы видим, как расцветает на портрете юная женственность. Снова чувствуем, как на нас нисходят те живительные силы, что приносит с собой молодость.
Разрыв в семье Репиных произошёл в 1887 году. Старшие дети (дочери Вера и Надя) остались с отцом, в то время как младшие стали жить с матерью.
В 1900 году Илья Репин женился во второй раз. К тому времени его дочери были уже совсем взрослыми.
Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.
Если же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)
Читайте также:
Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван