Найти тему
Аспид не согласен!

Як-7 - чернорабочий войны. Часть 1 - создание

Оглавление

Рождение незаметного героя

Одни рождаются великими, другие достигают величия, третьим его навязывают. (с) Уильям Шекспир

Но ведь бывает и наоборот, заслуживший право быть великим так и воспринимается массовым сознанием как что-то второстепенное. Промежуточное, переходное.

Вот и наш сегодняшний герой - вытащил на себе самые тяжелые бои Великой Отечественной, стал первым самолетом, способным драться с "мессерами" если на на равных, то очень близко к этому - но так и остался в массовом сознании второстепенной машиной, оказавшись в тени своих наследников.

Як-7Б - именно таким и вспоминается он любителям авиации второй мировой. Нескладный, немного горбатый профиль с высоким гарготом - но, правда, что-то в нем проскальзывает, напоминающее стремительные силуэта его прославленных потомков.
Як-7Б - именно таким и вспоминается он любителям авиации второй мировой. Нескладный, немного горбатый профиль с высоким гарготом - но, правда, что-то в нем проскальзывает, напоминающее стремительные силуэта его прославленных потомков.

Говоря об истребителя победы вспоминают легкий и невероятно маневренный Як-3, Як-9У с мощным мотором, стремительный Ла-7.

А Як-7... ну что Як-7. В 1941-42 году выпускался, в больших количествах. Воевал, нес потери. Что-то сбивал. 42 год вообще был катастрофическим годом для ВВС, и на отношение к Як-7Б сказывается и этот факт. А вот потом, в 1943 году, когда появились Як-1Б, Як-9, Ла-5Ф - вот тогда-то мы и навязали серьезные бои Люфтваффе, и показали, что не лыком шиты!

Вот только есть пара нюансов. Первый - а вот, на фото. Вот этот Як, на фотографии - тоже Як-7Б

Як-7Б ПФ 1943 года с улучшенной аэродинамикой. Стремительный силуэт, каплевидный фонарь... от Як-9 отличить можно с трудом.
Як-7Б ПФ 1943 года с улучшенной аэродинамикой. Стремительный силуэт, каплевидный фонарь... от Як-9 отличить можно с трудом.

Более того - это основной вариант Як-7Б на 1943 года.

И второй нюанс. В 1943 году, в котором произошел перелом в воздушной войне в пользу СССР, был выпущен 3296 истребитель Як-7Б - а Як-9 были произведены в количестве 2493 единицы. Практически поровну - при этом Як-7Б выпускались в основном в первой половине 1943 года, и заводы переводились на выпуск Як-9. (А.Т. Степанец, "Истребители Як")

Получается, что всю тяжесть боев на Кубани и на Курской дуге, то есть боев в которых ВВС захватили господство в воздухе, вынесли на себе в первую очередь именно Як-7Б.

Отодвинутый на задний план Як-7 был самым массовым истребителем ВВС до второй половины 1943 года. А на московском авиазаводе №82 Як-7Б выпускался до 1944 года - когда были выпущены последние 465 истребителей Як-7Б ПФ.

Рождение незаметного героя

Собственно, никакого особого рождения не было. Как и вся карьера незаметного трудяги он и появился без фанфар и помпы, радостных докладов "наверх", наказаний невиновных и награждения непричастных.

Просто стало очевидно, что для обучения пилотов ВВС после учебно-тренировочных УТ-1 и УТ-2 нужна еще одна машина, которая облегчит переход на новые, скоростные истребители. Задание создать такую получил в марте 1940 года Яковлев - и сделал УТИ-26, учебно-тренировочный истребитель на базе своей машины И-26, будущего Як-1.

УТИ-26 - двухместный, учебно-тренировочный истребитель для "продвинутого" обучения пилотов ВВС и подготовки к полетам на скоростных современных истребителях. Именно на нем должны были переучиваться пилоты будущих Як-1, ЛаГГ-1 и МиГ-1. Фото перед госиспытаниями.
УТИ-26 - двухместный, учебно-тренировочный истребитель для "продвинутого" обучения пилотов ВВС и подготовки к полетам на скоростных современных истребителях. Именно на нем должны были переучиваться пилоты будущих Як-1, ЛаГГ-1 и МиГ-1. Фото перед госиспытаниями.

В серии самолет немного изменили. Уменьшили обороты двигателя, сняли один из двух оставшихся пулеметов ШКАС, и он выпускался как учебно тренировочный истребитель - постановлением от 4 марта 1941 года заводу №301 предписывалось в 1941 году выпустить 600 учебно-тренировочных истребителей Як-7УТИ. Успели произвести только 186 двухместных машин, которые успели и повоевать - посадив во вторую кабину штурмана можно было летать на разведку, поскольку специализированного разведчика у ВВС не было.

Однако фронту были нужны полноценные истребители, и нужно их было много. В итоге созрело логичное решение - помогавший запустить производство Як-7УТИ на заводе №301 представитель ОКБ Яковлева К.В. Синельщиков предложил переделать Як-7 снова в боевой истребитель. Самолету вернули бронеспинку, протекторы бензобака и систему наддува нейтральным газом, пушку и второй пулемет ШКАС.

Як-7УТИ на работе - идет обучение пилотов.
Як-7УТИ на работе - идет обучение пилотов.

Но при этом остались и полезные изменения, характерные для учебно-тренировочной машины. Осталась отдельная моторама, позволявшая легко менять двигатели, в том числе и на более мощные. Измененные площади управляющих поверхностей улучшили управление, а задняя часть фонаря кабины оказалась полезным вместилищем для инструментов, а иногда и техсостава - при быстрой переброске на новые аэродромы. После установки двигателя М-105ПА, отличавшегося новым карбюратором с возможностью маневрировать с отрицательными перегрузками, самолет пошел в серию под названием Як-7.

Гонка за временем

А время для появления новой машины - хуже не придумаешь. 1941 год. Люфтваффе имеют заметное преимущество в тактике, квалификации, технике. ВВС понесли огромные потери в технике и главное - потеряно множество подготовленных до войны пилотов. Да и по летно-техническим характеристикам беда - если с Bf-109Е получается бороться на равных, а то и с преимуществом, то новые Bf-109F2 безусловно превосходят советские истребители.

Bf-109F2 Адольфа Галланда - JG26, изображение с сайта https://www.asisbiz.com
Bf-109F2 Адольфа Галланда - JG26, изображение с сайта https://www.asisbiz.com

Скорость нового мессера выросла до 600 км в час на высоте и без малого 500 км в час у земли - Яки здорово отстали. Но еще хуже было то, что Bf-109F2 оказался достаточно легкой и маневренной машиной. Имея вес всего 2600 килограммов он навязывал бой даже на виражах - правда, для этого требовалась очень высокая квалификация пилота, способного выжать из "мессера" максимум

К тому же началась срочная эвакуация заводов. Як-7 переехал на завод №153 в Новосибирск, и это также сильно повлияло на качество производства машин - их скорость упала по сравнению с Як-7УТИ. На снижение характеристик, безусловно, повлиял и рост массы машины - на 210 кг, но и аэродинамические упрощения сказывались отрицательно. Поэтому первое что сделали в КБ Яковлева - занялись аэродинамикой, а заодно и доработкой боевых качеств.

На Як-7 установили премо-передающую радиостанцию, вернули убирающееся хвостовое колесо, установили щитки, прикрывающие ниши шасси после уборки, а самая дальняя, задняя часть фонаря кабины, заменена фанерной обшивкой-колпаком. Колпак, кстати, мог открываться из кабины летчика. Так появился Як-7А.

Як-7А - вот так себе все и представляют Як-7.
Як-7А - вот так себе все и представляют Як-7.

Однак ЛТХ Як-7 все же падали. Несмотря на все доработки скорость Як-7А Новосибирского завода №153 упала до 550 км в час на высоте и 476 км в час у земли, а масса - подобралась к 3000 кг. Однако даже в таком состоянии Як-7 оставался лучшим истребителем ВВС. К тому же у него вдруг проявились неожиданные достоинства - он оказался весьма устойчивым при стрельбе. Так, при испытаниях рассеивания при пуске РС с истребителей Як-7, ЛаГГ и МиГ были получены следующие результаты

Рассеивание попадание при пуске РС установленныз на советских истребителях 1941 года, А.Т. Степанец, "Истребители ЯК"
Рассеивание попадание при пуске РС установленныз на советских истребителях 1941 года, А.Т. Степанец, "Истребители ЯК"

К тому же Як явно больше нравился пилотам, чем ЛаГГи и МиГи, и активная работа по доводке Яков не останавливалась ни на минуту. Одним из направлений стали работы по усилению вооружения, среди которых выделялся Як-7М - вооруженный тремя пушками ШВАК, две из которых были установлены в крыльях. К тому же были установлены предкрылки и дополнительный бак за кабиной пилота. Самолет имел мощнейший для 1941 года залп, но увеличившийся вес сказался на ЛТХ, и пришлось искать другие варианты развития машины. Первый из них - замена пулеметов ШКАС крупнокалиберными пулеметами УБС, калибром 12,7мм - так и появился наш сегодняшний герой, Як-7Б, ставший самым массовым истребителей ВВС до 1944 года.

Як-7Б 1941 года
Як-7Б 1941 года

Два крупнокалиберных БС, выпускавших около 800 48-граммовых пуль в минуту, пулемета увеличили залп машины радикально - это был самый мощно вооруженный истребитель Восточного фронта.

Секундная масса залпа достигла 2,72 кг/с и превосходила характеристику Як‑1, Як‑7 и Як‑7А в 1,57 раза, ЛаГГ‑З поздних выпусков - в 1,36 раза, МиГ‑З - в 2,26-2,56 раза, Ла‑5 - в 1,55 раза, Bf109F - в 2,87 раза и Bf109G‑2 (трехточечный) - в 1,62 раза
А.Т. Степанец, "Истребители Як"

Кроме того, на Як-7Б активно были внедрены все рекомендации ЦАГИ по улучшению аэродинамики машины - изменены патрубки двигателя, установлено полностью убирающееся хвостовое колесо, изменена ВМГ и углы установки лопастей воздушного винта, доработаны туннели водо и маслорадиаторов. Введено множество усовершенствований в кабине самолета - среди прочего, кстати, введена новая ручка управления "по типу" Bf-109.

Як-7Б безоговорочно стал лучшим истребителем ВВС на конец 1941 года - однако догнать "мессеры" так и не удалось. На фронте массово начали появляться "мессеры" новой модификации BF-109F4, с новым двигателем DDB-601E, способном на короткое время выдавать до 1375 л.с. - против всего 1050 л.с. у М-105ПА.

Фото с сайта https://www.pinterest.ru/
Фото с сайта https://www.pinterest.ru/

"Мессер" снова оторвался в летно-технических характеристиках. У земли он разгонялся до 520 км в час, на большой высоте - до 630, правда, так высоко бои на восточном фронте не велись, и на средних высотах Як-7Б мог потягаться с мессером - но все же уступал ему. Уступал в первую очередь в динамике разгона - проигрывая в мощности мотора около 300 л.с. Правда, двигатель "мессера" мог выдавать такую мощность всего 1 минуту, а долговременная мощность была 1200 л.с.. Но даже такое отставание не позволяло Якам полноценно драться на вертикальном маневре с динамичными "мессерами".

Командир и военком 202 ИАД Янсен и Лобан, давая оценку боевым качествам самолета Як-7Б по опыту использования, писали, что самолет Як-7Б по своим летно-тактическим данным и вооружению является наилучшим самолетом-истребителем ВВС КА, особенно в сравнении с самолетами ЛаГГ-3 и МиГ-3. Самолет Як-7Б прост во всех видах техники пилотирования, в полете устойчив, прост в эксплуатации. Из опыта многих воздушных боев можно сделать следующие выводы:
1. Як-7Б легко ведет воздушный бой с Me-109 на виражах и на вертикалях. На горизонтальных фигурах Як-7Б имеет преимущество и быстро заходит в хвост Me-109. По горизонтальным скоростям Як-7Б и Me-109 одинаковы.
2. От Me-109F Як-7Б отстает на вертикальных фигурах. Объясняется это тем, что Як-7Б медленно набирает скорость, а Me-109F «ходит за газом». По горизонтальной скорости Як-7Б уступает Me-109F, на пикировании также отстает, хотя практически по горизонтали и на пикировании нашим летчикам приходилось гнаться за Me-109F очень короткое время, поэтому полных выводов сделать нельзя. Возможно, при продолжительном горизонтальном полете и пикировании Як-7Б может догнать Me-109F.
http://авиару.рф/

Нужно был любыми способами изыскать возможность улучшить летно-технические характеристики Яков - как более легкого Як-1, так и универсального Як-7Б. Скорости в 475-480 км в час у земли и 570-580 на высоте уже не хватало для противостояния Люфтваффе.

Нужен был новый мотор - и придумывать что-то еще. Снижать вес, улучшать аэродинамику - любыми путями нужно было догонять опять оторвавшиеся вперед "мессеры".

Дальнейшее развитие самого незаметного Яка - в следующей части.

Подписывайтесь, будет интересно.