Рождение незаметного героя
Одни рождаются великими, другие достигают величия, третьим его навязывают. (с) Уильям Шекспир
Но ведь бывает и наоборот, заслуживший право быть великим так и воспринимается массовым сознанием как что-то второстепенное. Промежуточное, переходное.
Вот и наш сегодняшний герой - вытащил на себе самые тяжелые бои Великой Отечественной, стал первым самолетом, способным драться с "мессерами" если на на равных, то очень близко к этому - но так и остался в массовом сознании второстепенной машиной, оказавшись в тени своих наследников.
Говоря об истребителя победы вспоминают легкий и невероятно маневренный Як-3, Як-9У с мощным мотором, стремительный Ла-7.
А Як-7... ну что Як-7. В 1941-42 году выпускался, в больших количествах. Воевал, нес потери. Что-то сбивал. 42 год вообще был катастрофическим годом для ВВС, и на отношение к Як-7Б сказывается и этот факт. А вот потом, в 1943 году, когда появились Як-1Б, Як-9, Ла-5Ф - вот тогда-то мы и навязали серьезные бои Люфтваффе, и показали, что не лыком шиты!
Вот только есть пара нюансов. Первый - а вот, на фото. Вот этот Як, на фотографии - тоже Як-7Б
Более того - это основной вариант Як-7Б на 1943 года.
И второй нюанс. В 1943 году, в котором произошел перелом в воздушной войне в пользу СССР, был выпущен 3296 истребитель Як-7Б - а Як-9 были произведены в количестве 2493 единицы. Практически поровну - при этом Як-7Б выпускались в основном в первой половине 1943 года, и заводы переводились на выпуск Як-9. (А.Т. Степанец, "Истребители Як")
Получается, что всю тяжесть боев на Кубани и на Курской дуге, то есть боев в которых ВВС захватили господство в воздухе, вынесли на себе в первую очередь именно Як-7Б.
Отодвинутый на задний план Як-7 был самым массовым истребителем ВВС до второй половины 1943 года. А на московском авиазаводе №82 Як-7Б выпускался до 1944 года - когда были выпущены последние 465 истребителей Як-7Б ПФ.
Рождение незаметного героя
Собственно, никакого особого рождения не было. Как и вся карьера незаметного трудяги он и появился без фанфар и помпы, радостных докладов "наверх", наказаний невиновных и награждения непричастных.
Просто стало очевидно, что для обучения пилотов ВВС после учебно-тренировочных УТ-1 и УТ-2 нужна еще одна машина, которая облегчит переход на новые, скоростные истребители. Задание создать такую получил в марте 1940 года Яковлев - и сделал УТИ-26, учебно-тренировочный истребитель на базе своей машины И-26, будущего Як-1.
В серии самолет немного изменили. Уменьшили обороты двигателя, сняли один из двух оставшихся пулеметов ШКАС, и он выпускался как учебно тренировочный истребитель - постановлением от 4 марта 1941 года заводу №301 предписывалось в 1941 году выпустить 600 учебно-тренировочных истребителей Як-7УТИ. Успели произвести только 186 двухместных машин, которые успели и повоевать - посадив во вторую кабину штурмана можно было летать на разведку, поскольку специализированного разведчика у ВВС не было.
Однако фронту были нужны полноценные истребители, и нужно их было много. В итоге созрело логичное решение - помогавший запустить производство Як-7УТИ на заводе №301 представитель ОКБ Яковлева К.В. Синельщиков предложил переделать Як-7 снова в боевой истребитель. Самолету вернули бронеспинку, протекторы бензобака и систему наддува нейтральным газом, пушку и второй пулемет ШКАС.
Но при этом остались и полезные изменения, характерные для учебно-тренировочной машины. Осталась отдельная моторама, позволявшая легко менять двигатели, в том числе и на более мощные. Измененные площади управляющих поверхностей улучшили управление, а задняя часть фонаря кабины оказалась полезным вместилищем для инструментов, а иногда и техсостава - при быстрой переброске на новые аэродромы. После установки двигателя М-105ПА, отличавшегося новым карбюратором с возможностью маневрировать с отрицательными перегрузками, самолет пошел в серию под названием Як-7.
Гонка за временем
А время для появления новой машины - хуже не придумаешь. 1941 год. Люфтваффе имеют заметное преимущество в тактике, квалификации, технике. ВВС понесли огромные потери в технике и главное - потеряно множество подготовленных до войны пилотов. Да и по летно-техническим характеристикам беда - если с Bf-109Е получается бороться на равных, а то и с преимуществом, то новые Bf-109F2 безусловно превосходят советские истребители.
Скорость нового мессера выросла до 600 км в час на высоте и без малого 500 км в час у земли - Яки здорово отстали. Но еще хуже было то, что Bf-109F2 оказался достаточно легкой и маневренной машиной. Имея вес всего 2600 килограммов он навязывал бой даже на виражах - правда, для этого требовалась очень высокая квалификация пилота, способного выжать из "мессера" максимум
К тому же началась срочная эвакуация заводов. Як-7 переехал на завод №153 в Новосибирск, и это также сильно повлияло на качество производства машин - их скорость упала по сравнению с Як-7УТИ. На снижение характеристик, безусловно, повлиял и рост массы машины - на 210 кг, но и аэродинамические упрощения сказывались отрицательно. Поэтому первое что сделали в КБ Яковлева - занялись аэродинамикой, а заодно и доработкой боевых качеств.
На Як-7 установили премо-передающую радиостанцию, вернули убирающееся хвостовое колесо, установили щитки, прикрывающие ниши шасси после уборки, а самая дальняя, задняя часть фонаря кабины, заменена фанерной обшивкой-колпаком. Колпак, кстати, мог открываться из кабины летчика. Так появился Як-7А.
Однак ЛТХ Як-7 все же падали. Несмотря на все доработки скорость Як-7А Новосибирского завода №153 упала до 550 км в час на высоте и 476 км в час у земли, а масса - подобралась к 3000 кг. Однако даже в таком состоянии Як-7 оставался лучшим истребителем ВВС. К тому же у него вдруг проявились неожиданные достоинства - он оказался весьма устойчивым при стрельбе. Так, при испытаниях рассеивания при пуске РС с истребителей Як-7, ЛаГГ и МиГ были получены следующие результаты
К тому же Як явно больше нравился пилотам, чем ЛаГГи и МиГи, и активная работа по доводке Яков не останавливалась ни на минуту. Одним из направлений стали работы по усилению вооружения, среди которых выделялся Як-7М - вооруженный тремя пушками ШВАК, две из которых были установлены в крыльях. К тому же были установлены предкрылки и дополнительный бак за кабиной пилота. Самолет имел мощнейший для 1941 года залп, но увеличившийся вес сказался на ЛТХ, и пришлось искать другие варианты развития машины. Первый из них - замена пулеметов ШКАС крупнокалиберными пулеметами УБС, калибром 12,7мм - так и появился наш сегодняшний герой, Як-7Б, ставший самым массовым истребителей ВВС до 1944 года.
Два крупнокалиберных БС, выпускавших около 800 48-граммовых пуль в минуту, пулемета увеличили залп машины радикально - это был самый мощно вооруженный истребитель Восточного фронта.
Секундная масса залпа достигла 2,72 кг/с и превосходила характеристику Як‑1, Як‑7 и Як‑7А в 1,57 раза, ЛаГГ‑З поздних выпусков - в 1,36 раза, МиГ‑З - в 2,26-2,56 раза, Ла‑5 - в 1,55 раза, Bf109F - в 2,87 раза и Bf109G‑2 (трехточечный) - в 1,62 раза
А.Т. Степанец, "Истребители Як"
Кроме того, на Як-7Б активно были внедрены все рекомендации ЦАГИ по улучшению аэродинамики машины - изменены патрубки двигателя, установлено полностью убирающееся хвостовое колесо, изменена ВМГ и углы установки лопастей воздушного винта, доработаны туннели водо и маслорадиаторов. Введено множество усовершенствований в кабине самолета - среди прочего, кстати, введена новая ручка управления "по типу" Bf-109.
Як-7Б безоговорочно стал лучшим истребителем ВВС на конец 1941 года - однако догнать "мессеры" так и не удалось. На фронте массово начали появляться "мессеры" новой модификации BF-109F4, с новым двигателем DDB-601E, способном на короткое время выдавать до 1375 л.с. - против всего 1050 л.с. у М-105ПА.
"Мессер" снова оторвался в летно-технических характеристиках. У земли он разгонялся до 520 км в час, на большой высоте - до 630, правда, так высоко бои на восточном фронте не велись, и на средних высотах Як-7Б мог потягаться с мессером - но все же уступал ему. Уступал в первую очередь в динамике разгона - проигрывая в мощности мотора около 300 л.с. Правда, двигатель "мессера" мог выдавать такую мощность всего 1 минуту, а долговременная мощность была 1200 л.с.. Но даже такое отставание не позволяло Якам полноценно драться на вертикальном маневре с динамичными "мессерами".
Командир и военком 202 ИАД Янсен и Лобан, давая оценку боевым качествам самолета Як-7Б по опыту использования, писали, что самолет Як-7Б по своим летно-тактическим данным и вооружению является наилучшим самолетом-истребителем ВВС КА, особенно в сравнении с самолетами ЛаГГ-3 и МиГ-3. Самолет Як-7Б прост во всех видах техники пилотирования, в полете устойчив, прост в эксплуатации. Из опыта многих воздушных боев можно сделать следующие выводы:
1. Як-7Б легко ведет воздушный бой с Me-109 на виражах и на вертикалях. На горизонтальных фигурах Як-7Б имеет преимущество и быстро заходит в хвост Me-109. По горизонтальным скоростям Як-7Б и Me-109 одинаковы.
2. От Me-109F Як-7Б отстает на вертикальных фигурах. Объясняется это тем, что Як-7Б медленно набирает скорость, а Me-109F «ходит за газом». По горизонтальной скорости Як-7Б уступает Me-109F, на пикировании также отстает, хотя практически по горизонтали и на пикировании нашим летчикам приходилось гнаться за Me-109F очень короткое время, поэтому полных выводов сделать нельзя. Возможно, при продолжительном горизонтальном полете и пикировании Як-7Б может догнать Me-109F.
http://авиару.рф/
Нужно был любыми способами изыскать возможность улучшить летно-технические характеристики Яков - как более легкого Як-1, так и универсального Як-7Б. Скорости в 475-480 км в час у земли и 570-580 на высоте уже не хватало для противостояния Люфтваффе.
Нужен был новый мотор - и придумывать что-то еще. Снижать вес, улучшать аэродинамику - любыми путями нужно было догонять опять оторвавшиеся вперед "мессеры".
Дальнейшее развитие самого незаметного Яка - в следующей части.
Подписывайтесь, будет интересно.