…Пришло время определить, что же такое вся советская система власти, «Советы», действовавшие формально с 1917 до 1993 года. Изначально, т.е., с 1905 г. Советами называют органы управления рабочими стачками. Коллективы завода, фабрики, делегируют своих активистов «плоть от плоти» в штаб забастовки, и те выполняют их наказы на более высоком организационном уровне.
Идея обретает масштаб, особое звучание. Кажется теперь, что это новая, эффективнейшая форма власти, призванная сменить монархию, разного рода буржуазно-заумные Думы, стать, быть может светочем для народов планеты Земля. Свои комитеты народных депутатов появляются у матросов, солдат, крестьян, упомянутых рабочих, студентов, вплоть до (где то в еще российской Литве) католических пасторов. Буржуазия, впрочем, (ведущий класс в государствах Европы) от системы Советов отлучена принципиально и повсеместно.
Между тем, Советы в их чистом виде не против капитализма, частных свечных заводиков, крепких земельных владений, и т. п. Вообще, желания народных депутатов весьма противоречивы. Казаки требуют сохранения всех льгот землевладения, и одновременно полного государственного обеспечения при прохождении службы, солдаты отказываются идти на фронт, но призывают сражаться со зловредной Германией «до победного конца». Народ желает жить в единой могучей стране, пользуясь всеми благами такого положения, но, при этом — вполне независимо.
Инициативные деятели ВКП (б) первыми осознают значение актуальной формы народовластия, выдвигают лозунг «Вся власть — Советам», и, рано или поздно, так или иначе, возглавляют ее военно-революционные комитеты. Так, весьма малочисленные (ВКП (б) 25 тыс. чел. на начало 1917 г., одна из 230 партий) коммунисты получают рычаги управления колоссальными народными массами.
Довольно скоро «Советы» и «Коммунистическая партия» становятся синонимами. Власть рабочих делегатов (например, в пику ВКП (б) восстанавливающих свободную торговлю хлебом) заменяет привычная (пусть даже и «коммунистическая») бюрократия. Прояснить эти существенные отличия пытаются моряки Кронштадта в 1921 году. Впервые за долгое время побывавшие в отпуске, вернувшиеся на свои корабли и в гарнизоны матросы рассказывают о жесточайшей продразвестке в селах, заводах-тюрьмах, где бледные от голода рабочие трудятся под присмотром ЧК. Новый их лозунг — «Советы без большевиков». Лев Троцкий организует штурм Кронштадта, РККА теряет десять тысяч бойцов, против четырех тысяч защитников острова-крепости, но добивается успеха. Более о том, что Советы и Компартия не одно и то же, никто практически не вспоминает.
К 60-м годам прошлого века прочно складывается следующая система. Местные Исполнительные Комитеты (исполкомы), раз в два года организуют выборы в краевые Советы. Работники исполкома — абсолютно все, состоят в Коммунистической партии, скованы дисциплиной и так называемой корпоративной этикой. По неким своим соображениям, или же просто по наитию они выбирают из списков примерных трудящихся подходящие кандидатуры, проводят собеседования и, в случае согласия избранников, выдвигают на голосование. Выборы, до 1990 г. совершенно безальтернативные. Приманка для пролетариев, скорее всего, не готовых оставить привычное рабочее место — повышенная заработная плата, обустроенная квартира вне очереди, продуктовые распределители, тому подобные льготы. Впрочем, депутат не обязательно входит в штат Совета, какой-либо структуры исполкома, выполняя свою функцию на общественных началах, непостоянно.
Параллельно исполкомам работают местные администрации. Порой исполком, открепленный от сколь-либо реального ведения хозяйственных дел представляет собой лишь такую приятную синекуру. Иногда же он включается в работу «на земле», и, тогда с администрацией почти полностью смешивается. Формально Совет выше и тех и других, он вправе отменять все их распоряжения, но, обладая весьма аморфной структурой и невысокой мотивацией, как правило, избегает лишних телодвижений. Довольно сложно представить, что вот, депутат, вчера — рабочий на станке, избранный, по сути, безвестным клерком исполкома (вариант — «коллегиальным» решением нескольких ответработников) так вдруг, осмелев, врывается к главе администрации (или Комитета), принимается что-то втолковывать — и приходит точно к задуманному им результату. Чтобы правильно вести дело, следует иметь серьезные навыки управления людьми, массивный стол с множеством подписанных ящичков, опытную секретаршу, и все такое прочее.
Как осуществляется пополнение органов власти все в той же Северной Америке? Инициатива целиком исходит от единственного человека. Положим, вы бизнесмен, имеющий навыки организации успешного производства, неплохо ладящий с коллективом сотрудников. Подходит то время, когда желание сделать что-то хорошее, давно задуманное для родного города обретает абсолютно реалистичные очертания.
Первый шаг — обсуждение своей идеи в кругу друзей и знакомых. Второе — поход в гор. администрацию (вас ожидает вполне радушный прием), заявление о намерениях, наем, здесь же, либо где-то еще, помощника в ведении предвыборной кампании. У вас появляются волонтеры. Вы сами были когда то таким же — тинэйджером, вращающимся в штабе патрона-кандидата, вручающим флаеры прохожим, заодно знакомящимся с представителями противоположного пола, поедающим кусок за куском бесплатную пиццу в неограниченных количествах, ну и да, постигающим исподволь искусство вхождения во власть. Теперь пиццу и колу покупаете вы. Без всякого стеснения, с неизменной улыбкой, обходите дома избирателей, предприятия, школы, больницы, жмете сотни рук, беспрерывно спрашиваете и предлагаете. Принимаете добровольные пожертвования. Выборы. Сутки без сна. Теперь вы мэр. Можно приниматься за предвыборную программу, в которой задуманное вами с детства причудливо перемешивается с желаниями избирателей. В жизнь входит элемент новизны. Это второй, невидимый, метафизический, но насущный наш хлеб, без которого общество просто распадается. Кушанье же под лукавым названием «стабильность», заметим, обычно просрочено, несколько отдает гнильцой, и приводит при долгом его употреблении к общему упадку сил.
Итак, мы видим, что вполне обычный человек, вовсе не обязательно — бизнесмен, способен пройти во власть, даже и без советской системы выборов. Это изначально, его личное, осмысленное желание. На низшем уровне разделение властей в стиле Администрация — Советы вовсе не обязательно. Впрочем, противовесы команде мэра в США существуют и здесь. Во-первых, это независимый Суд. Любой гражданин вправе обратиться к Фемиде, практически по всякому вопросу, и работникам администрации приходится это все съедать. Существующее в Америке (но не России) прецедентное право позволяет решать многие проблемы с ходу, и тем, кто затеял разбирательство — дает тонизирующее чувство причастности к высокому законотворчеству. Второе — организованная, выборная, нацеленная, помимо небесного, на решение и вполне земных задач, церковь. Третье — любые другие общества (комьюнити), вполне способные провести манифестацию, бойкот, некую резонансную показательную акцию, и т.п., в рамках существующих законов.
Если же ни то, ни другое, ни третье не работает, возможен сценарий, определенный многими популярными американскими фильмами: появляется герой (герои), с оружием в руках, жестко вразумляющий переродившуюся, сплотившуюся в безобразный конгломерат, власть.