В первых строках скажу, что это совсем другой «Клоун», к более известному фильму «Мой любимый клоун» (где герой усыновляет мальчика из детдома) отношения он не имеет. Данный клоун и холост, и детьми обзаводиться не спешит.
Артист цирка Николай Ветров (Анатолий Марчевский) возвращается после гастролей в Москву. В Москве у него есть женщина, Тая (Наталья Варлей), молодая вдова с маленьким сыном. Тая любит Ветрова, но её волнует судьба сына, которому нужен отец, а «дядя Коля», а не артист, проводящий дома времени меньше, чем в разъездах.
У Таи есть поклонник – человек надежный, уверенный, «каменная стена». Он сделал предложение, и женщина согласилась. Далее цитирую официальный анонс: «Герой ошеломлён и потрясён. В цирковой среде такое предательство равносильно смертному приговору!». Вроде, все правильно написано. Всё, да не всё. Когда фильм посмотришь, то слова о «предательстве» звучат... эммммс... мягко говоря. Потому что на деле история имеет несколько другой оттенок: махровый эгоист полагает, что вдова с ребенком никуда от него, красавца, не денется, а она - оп! И делась.
И он такой теперь огорченный-огорченный! И обиженный, а как же! Это ж ничего такого страшного - уехать неожиданно на полгода и не давать о себе знать. Любая нормальная женщина в такой ситуации сочтет, что мужчина слился. Вот и Тая так решила. И правильно сделала. Поясняя свое решение, она говорит Николаю: я посчитала себя брошенной.
Разве не права? Разве человек, который любит, может полгода ни разу не захотеть позвонить? Это ерунда про «очень занят», очень занятым можно быть день, два, несколько. Но не шесть месяцев. И еще любящий человек понимает, что о нём переживают – тем более, что уехал, не предупредив. И какие претензии тут могут быть к женщине, какое предательство? Ну, да, Ветров – добрый. Всем помогает, о слонах заботится, туфельки зашивает, вот только якобы любимой ничего от его доброты и заботы не остается.
Закулисье цирка показано очень интересно – интриги, дружбы/недружбы, отношения и прочее. Не знаю, как на самом деле, но я не раз слышал, что в цирке, в отличие от театров, атмосфера гораздо более дружелюбная и семейная. Видимо, потому что там у каждой компании артистов свои номера, а не как в театре, где каждый другому конкурент.
Разумеется, сюжет не крутится только вокруг любовной тематики, - здесь про творца, и про влияние трагедии на личность и творчество.
Сам Марчевский, исполнитель главной роли, - не актер, а клоун; в фильме немало номеров с клоунскими репризами. Это, конечно, на любителя - лично мне очень не нравится цирк в целом и клоуны в частности, равно как и легкомысленные инфантильные люди. Но картина «Клоун» мне, скорее, понравилась. Хотя, конечно, каждый из него вынесет, вероятно, свой смысл. Мой смысл очень точно отражает цитата из романа Хемингуэя «За рекой, в тени деревьев»:
Женщину теряешь так же, как свой батальон - из-за ошибки в расчетах, приказа, который невыполним, немыслимо тяжелых условий и еще из-за собственного скотства.
Кстати, данная фраза относится не только к герою Марчевского…
Отдельно рекомендую фильм поклонникам творчества Елены Камбуровой. Ее здесь много - и не за кадром, а в кадре. Камбурова играет как бы саму себя, а по фильму она - старинная подруга (в платоническом смысле) героя. И поет, да.
Осталось добавить, что фильм «Клоун» снят по повести Виктора Драгунского «Сегодня и ежедневно», сценарий написал его сын Денис. Режиссер – Наталья Збандут, жена директора Одесской киностудии Георгия Збандута (с 1964-го по 1984 годы).
Метки: любовь/отношения, треугольник, абьюз, цирк, клоун, Москва
Оригинал публикации - в моём киноблоге