Найти тему
APPBLOG Киношный

Фильму "Леон" 25 лет! Вспоминаем, как это было

Оглавление

14 сентября 1994 года состоялась премьера кинокартины, которой суждено было обрести статус культового фильма и занять высокие места во всевозможных рейтингах лучших фильмов всех времён и народов.

История создания фильма "Леон" тесно переплетается с фильмами "Никита" и "Пятый элемент". Именно успех "Никиты", позволил Люку Бессону заняться съёмками фильма своей мечты - "Пятый элемент". В роли главного героя Бессон видел только Брюса Уиллиса. Но Уиллис после первой встречи с режиссёром от роли отказался, сославшись на занятость. Да и инвесторы ещё не были готовы вложиться в столь дорогостоящий проект. Чтобы занять съёмочную группу и не простаивать, Бессон решает снять "что-то по быстрому", можно сказать - филлер.

-2

Фактически на коленке, за 30 дней, он пишет сценарий, основную сюжетную линию которого он берёт всё с той же "Никиты". Там был такой персонаж - чистильщик по имени Виктор, которому необходимо было сделать зачистку после неудачи Никиты. Эта сцена показалось режиссеру настолько богатой на дальнейшие интерпретации, что именно её он взял за основу новой истории

-3

Рабочее название именно таким и было - "Чистильщик". Бессон уже начал переносить Виктора в другие обстоятельства, и понял, что получается другой персонаж, пусть очень похожий, но другой. Так появился Леон - как обмолвился в каком-то интервью Бессон, дальний американский родственник Виктора.

-4

Как вы, думаю, понимаете, роль изначально писалась исключительно под Жана Рено. Правда это не мешало другим актерам проявлять интерес к фильму и всячески предлагать свои кандидатуры. Среди наиболее активных соискателей были Мэл Гибсон и Киану Ривз.

-5

Но Бессону нужен было только Рено и он переслал ему сценарий, прочитав который, Жан Рено сразу же предложил изобразить Леона слегка тугодумом и эмоционально скованным. По мнению актера, только так он мог внушить зрителю доверие и дать понять, что его герой ни за что не воспользуется уязвимостью своей юной спутницы.

-6

Но если с Леоном всё было ясно, то с Матильдой было гораздо тяжелее. По словам кастинг директора Тода Талера, фильм о дружбе киллера и девочки, "не имел смысла, без идеального выбора главной героини". Знаете сколько юных актрис участвовали в кастинге? Более двух тысяч! И, в это, наверное, невозможно поверить, Натали Портман не прошла кастинг. Её не взяли, так как героине по сценарию было 13-14 лет, а Натали, когда она пришла на пробы, не исполнилось ещё и 12. В итоге кастинг-директор сказал: "Ты слишком юная для этой роли. Возвращайся домой".

Но тем не менее у Натали появился второй шанс. Бессон, неудовлетворённый результатами проб, решил посмотреть на тех, кому отказали из за возраста. Среди них были Лив Тайлер и Натали Портман. Тайлер пробы так и не прошла – в свои 15 она выглядела слишком взрослой для этой роли. А вот Портман предстала именно перед режиссёром – Люк Бессон в этот раз руководил пробами сам. Он был поражён тем, как совсем юная актриса, на счету у которой был лишь небольшой театральный опыт, исполнила сцену, где Матильда переживает потерю своего брата. Бессон, впечатленный глубиной сыгранных эмоций, остановил пробы и сказал, что актриса найдена Вот ролик, на котором записан фрагмент кинопроб юной Натали для фильма "Леон"

-7

Правда родители Натали настояли на некоторых правках в сценарии фильма, который изначально был гораздо более жёстким и противоречивым. В сценарии была прописана сексуальная сцена между Леоном и Матильдой, от которой в итоге в европейской версии фильма осталась сцена, где герои лежат в одной постели и Матильда рассуждает о сексе (в американской версии не оставили и этой сцены). Кроме того родителей волновало курение главной героини. Они настояли на том, чтобы в фильме было не больше пяти сцен с курением Матильды, и чтобы во время них она не затягивалась и не вдыхала сигаретный дым.

-8

Ещё одним успехом работы кастинг-группы, является, безусловно, выбор Гари Олдмана на главную отрицательную роль - продажного полицейского, любителя классической музыки, наркомана, имеющего явные проблемы с психикой. Интересно, что большинство эпизодов с Олдманом - это его актёрская импровизация. Бессон был недоволен, злился, но в итоге в финальную версию взял практически все актёрские находки актёра, включая сцены, где Стэнсфилд признается в любви к Бетховену, где он обнюхивает отца Матильды, и момента, где Стэнсфилд кричит "ВСЕХ!"

-9

Особая роль в фильме отведена музыке. Она является здесь не просто фоном. Яркий, жесткий и одновременно чувственный саундтрек постоянного композитора Бессона Эрика Серра вовлекает в действие и создает эмоциональное настроение, например, усиливая напряжение в сцене, когда Матильда стоит перед дверью Леона. Эклектизм музыкального оформления работает на сквозную идею единства противоположностей, т.е. главных героев. Серра экспериментирует, сочетая этнические мотивы и классику, акустические инструменты и электронику, мелодии и шумы. В том же духе сочетание в саундтреке совершенно непохожих песен Бьюрк и Стинга.

-10

Съемки фильма проходили там же, где и разворачивается действие – в Нью-Йорке, в кварталах испанского Гарлема и маленькой Италии. Исключением являются лишь некоторые интерьеры, которые воссоздавались в Париже на Studios d'Épinay. Любопытен такой пример совмещения в одной сцене интерьеров, в действительности расположенных в разных местах. В сцене расправы с семьей Матильды ее квартира снималась в одном здании в Нью-Йорке, коридор на этаже – в другом, в знаменитом нью-йоркском отеле «Челси», а квартира Леона – в Париже.

-11

Что касается оформления интерьеров, то как правило, они выполнены в минималистском духе полуразрухи. Квартиры, которые одна за другой меняют Леон и Матильда, скудно обставлены старой разваливающейся мебелью. Окрашенные в белые и светло-желтые тона стены жилищ неизменно потрескавшиеся и пустые. Через подобное плачевное состояние интерьеров подчеркивается душевная опустошенность героев.

-12

«Леон», как и большинство фильмов Бессона, – это драма с элементами экшна. Взрывам и перестрелкам здесь отведена роль не меньшая, чем конфликту между героями. Достаточно сказать, что в фильме было использовано почти 50 видов огнестрельного оружия и задействовано около двух десятков каскадеров и дублеров. Среди самых эффектных экшн сцен – финальный взрыв здания. Эпизод снимался в одном из настоящих домов испанского Гарлема, причем от греха подальше жители в округе были эвакуированы. Всего для съемок этой сцены было задействовано 6 камер. Другой впечатляющий момент – выстрел ракеты по комнате Леона. Чтобы запечатлеть полет снаряда, по длине пола был проведен монорельс, на который закрепили камеру. При пуске ракеты с помощью сжатого воздуха, камера сопровождала ее движение. При этом сама ракета была подвешена на проволоке, окрашенной в тон декораций, чтобы ее не было заметно.

-13

Кстати, в оригинальном сценарии была совершенно другая концовка. Бессон задумывал фильм как более мрачный, тяжёлый и наверное не ошибусь, если скажу - жестокий. Хотите знать, как должен был закончиться этот фильм в первоначальной версии? Пожалуйста!

Усаживайтесь поудобнее и читайте.

-14

Появляется Матильда. На ней большой плащ Леона, в руке пистолет с глушителем. Ее лицо жестко и неподвижно — мы никогда не видели ее такой. У входа в здание стоят два копа, которые пораженно смотрят на нее. Это последнее выражение лица в их жизни. Она заходит в коридор. В его конце Стэнсфилд смеется вместе со своими коллегами. Матильда идет, пока не видит белую простыню на полу. Она приседает и приподнимает один конец. Кровь Леона повсюду, но выражение его лица милое и расслабленное. Матильда гладит его по щеке. Кто-то стучит по спине Стэнсфилда. Группа оборачивается и видит маленькую девочку, сидящую возле трупа. Матильда целует Леона и встает. Ее пистолет остается лежать на полу.

-15

Она смотрит на Стэнсфилда, прямо в его глаза и широко улыбается. Стэнсфилд не понимает, что происходит. Матильда достает свою руку из кармана и кидает ему что-то. Стэнсфилд ловит предмет. Это металлическое кольцо. Стэнсфилд всё меньше и меньше понимает, что сейчас происходит. Матильда распахивает свой плащ: внутри находится связка из дюжины гранат. У одной недостает кольца. Стэнсфилд понимает всё... Мощный, всеобъемлющий, абсолютный взрыв! Ударная волна опрокидывает всех стоящих на улице. Всё еще в замедленной съемке тысячи обломков падают на землю. Дождь кажется еще более печальным чем обычно

-16

Ну и в конце о неснятом продолжении фильма, которое должно было называться "Матильда". Идею этого фильма Бессон вынашивал давно и долго. А Натали Портман, без которой этого фильма быть не могло, была согласна сниматься в нём. Но только на одном условии - режиссёром должен быть только Люк Бессон.

-17

Бессон же, хотел быть только продюсером этого фильма, а в режиссёрское кресло посадить Оливье Мегатона. Была ещё одна сложность - все права на "Леона" принадлежали студии "Gaumont", а там на Бессона были несколько обижены из за его ухода в собственную студию Тем не менее Бессон по словам Мегатона активно работал над сценарием. В центре сюжета, как вы думаю догадываетесь, в этом фильме должна была быть подросшая Матильда, уроки Леона для которой не прошли даром. Матильда - профессиональный киллер экстра класса, которая ничего не забыла из своего прошлого.

-18

Вот только проекту так и не суждено было сбыться. В итоге Мегатон, взяв все наработки Бессона и с его благословения решил снять другой фильм. "Коломбиана". Если вы видели этот фильм, вы не могли не обратить внимание на целую кучу отсылок из "Леона". И не удивительно - в основе сценария идеи и наработки Бессона к "Матильде".

Ну а "Леон" так и останется в нашей памяти - грустным и душевным, закончившийся под чудесный аккомпанемент Стинга...