Найти в Дзене
PROсмысл

Смысл картин в клипе Noize MC к песне «Все как у людей».

Все уже, наверное, успели посмотреть новый клип Noize MC к песне «Все как у людей». Эта песня является трибьютом Егору Летову, которому 10 сентября исполнилось бы 55 лет. Песня Noize MC «Все как у людей» содержит цитату одноименной песни Егора Летова. Как и всегда, песни Noize MC являются социальным протестом, эта песня также не стала исключением. Текст песни содержателен, как и всегда у Noize MC, и затрагивает острую социальную проблематику. Но, мы сконцентрируем свое внимание не на вербальном компоненте, а на визуальном ряде, который дается в клипе. В клипе, Noize MC «зачитывает» текст своей песни на фоне нескольких картин. Разберем их назначение. Начнем с того, что клип создан в стиле минимализм. Основное внимание приковано к самому исполнителю, который стоит на переднем плане, четко по центру меняющихся за его спиной картин. Из-за смены картин, у зрителя может создаться ощущение присутствия в художественной галерее. Но, здесь, также можно усмотреть отсылку к политической ситуации,
Кадр из клипа.
Кадр из клипа.

Все уже, наверное, успели посмотреть новый клип Noize MC к песне «Все как у людей». Эта песня является трибьютом Егору Летову, которому 10 сентября исполнилось бы 55 лет.

Песня Noize MC «Все как у людей» содержит цитату одноименной песни Егора Летова. Как и всегда, песни Noize MC являются социальным протестом, эта песня также не стала исключением.

Текст песни содержателен, как и всегда у Noize MC, и затрагивает острую социальную проблематику. Но, мы сконцентрируем свое внимание не на вербальном компоненте, а на визуальном ряде, который дается в клипе.

В клипе, Noize MC «зачитывает» текст своей песни на фоне нескольких картин. Разберем их назначение.

Начнем с того, что клип создан в стиле минимализм. Основное внимание приковано к самому исполнителю, который стоит на переднем плане, четко по центру меняющихся за его спиной картин. Из-за смены картин, у зрителя может создаться ощущение присутствия в художественной галерее. Но, здесь, также можно усмотреть отсылку к политической ситуации, происходящей сейчас в нашей стране. Смена картин может интерпретироваться, как способ иллюстрации Noize MC политического курса России.

И, так, начнем.

Начинается клип с того, что Noize MC стоит на фоне картины В. В. Верещагина «Апофеоз войны». На картине изображена пирамида из человеческих черепов. Сам исполнитель стоит по центру картины, так что его голова является верхушкой этой пирамиды. Помимо этого, линия горизонта на картине В.В. Верещагина проходит ровно по шее исполнителя, создавая впечатление «отсеченной головы».

"Апофеоз войны" В.В. Верещагин
"Апофеоз войны" В.В. Верещагин

Также сами движения музыканта, его жестикуляция является как бы продолжением картины. Если присмотреться, то, станет видно, что музыкант своими движениями повторяет форму треугольника (пирамиды), создавая ее в 3Д объеме.

Кадр из клипа.
Кадр из клипа.

В момент, когда Noize MC стоит на фоне картины В. В. Верещагина, текст, который он в это время «зачитывает», содержит мысль об отсечении головы «голову в коробке……рентгеном просветят».

Еще одним важным моментом, является то, что музыкант, в момент «зачитывание» текста на фоне картины «Апофеоз войны» стоит в темных очках. Эти очки, напоминают очки киллера Леона, из одноименного фильма Люка Бессона.

-4

Эта отсылка может интерпретироваться, как нежелание видеть то, что происходит в стране или полное абстрагирование от политической ситуации. «Отсеченная голова» в песне Noize MC не видит то, что происходит с ее телом. Строчка «лента … с гулом коробку тащит», означает, что абстрагирование и бездействие является массовой тенденцией, так как таких «коробок с головами» на «ленте» много.

Следует вспомнить, что В. В. Верещагин был пацифистом, демонстрирующий в своих картинах ужасы и бессмысленность войны.

Далее картину В.В. Верещагина сменяет картина К. С. Петрова-Водкина «Купание красного коня».

К.С. Петров-Водкин "Купание красного коня"
К.С. Петров-Водкин "Купание красного коня"

Момент появления картины совпадает со строчками в песне о конной полиции. Здесь, в противопоставление визуальному образу – юноше на коне на полотне художника, Noize MC «зачитывает» текст про девочку из конной полиции.

Давайте, немного поговорим о самой картине.

«Купание красного коня» имеет несколько интерпретаций. Многие искусствоведы видят в красном коне – символ России. Здесь происходит отсылка к «степной кобылице» Блока. А также, есть несомненная отсылка к иконографии, так как Петров-Водкин интересовался иконописью и применял ее художественные приемы в своем творчестве. Если интерпретировать полотно с этой точки зрения, то в наезднике можно усмотреть черты Георгия Победоносца. Склоненная голова придает сходство юноше на картине со святыми мучениками на иконах. Также отсылка к древнерусской иконописи происходит за счет цвета, так как на древнерусских иконах кони часто изображались красными. Например, в иконе «Чудо архангела Михаила».

   "Купание красного коня"  .      Иконы "Георгий Победоносец" ,    "Чудо архангела Михаила"
"Купание красного коня" . Иконы "Георгий Победоносец" , "Чудо архангела Михаила"

«Прочтение» Noize MC строчки о девочке из конной полиции, на фоне полотна Петрова-Водкина снижает значение картины и обесценивает ее смысловую нагрузку. Особенно, если мы рассматриваем полотно, в качестве иконографического произведения. Конная полиция, о которой идет речь в тексте, как и Георгий Победоносец, которого можно усмотреть в юноше на картине, призваны защищать. Но, вместо, иконописного юноши, в тексте Noize MC оказывается девочка, которая ждет лайков от принца и низких цен от черной пятницы.

Поэтому, текст, зачитанный Noize MC на фоне картины, воспринимается, как ее перевертыш. Ведь девочка на коне с айфоном не способна никого защитить, и, по всей видимости, даже не собирается. Она просто сидит для вида, в ожидании лайков.

Также отметим, что и здесь Noize MC своими движениями повторяет позу наездника на полотне, поворачиваясь, как и юноша на картине, вполоборота.

Кадр из клипа.
Кадр из клипа.

Полотно Петрова-Водкина сменяет картина В.М. Васнецова «Богатыри». Эту картину предвосхищает жест Noize MC – приложенная рука к виску.

             Кадры из клипа
Кадры из клипа

На полотне, практически, с таким же жестом изображен Илья Муромец. Богатыри Васнецова являют собой олицетворение силы и справедливости, а также защиты русской земли и ее рубежей. Ключевой строчкой в тексте «зачитываемом» Noize MC на фоне этого полотна является фраза «чтобы чужие боялись- своих посильнее бей».

В. М. Васнецов "Богатыри"
В. М. Васнецов "Богатыри"

Изначально богатыри были изображены на пограничной заставе, то есть на рубеже Родине. Жест Ильи Муромца- поднесенная к глазам рука, свидетельствует о том, что богатырь высматривает врагов. Тех, кто собирается посягнуть на Отчизну. Благодаря тексту песни, полотно Васнецова в клипе Noize MC получает совсем иную трактовку. Богатыри оказываются у Noize MC не на рубежах Родины, а в самом ее сердце, где они высматривают врагов. Тех, кто не угоден власти. То есть, взгляд богатырей обращен не во вне, а во внутрь, на своих же соотечественников.

Следующая картина, которая появляется в клипе, это полотно Карла Брюллова «Последний день Помпеи».

К. Брюллов "Последний день Помпеи"
К. Брюллов "Последний день Помпеи"

Это полотно также предвосхищает жест Noize MC – руки, сведенные вместе. Этот жест может свидетельствовать о столкновении и открытой конфронтации. Об этом свидетельствует текст «зачитываемый» Noize MC на фоне полотна а именно строчка «протест невзатяг, бунт в соцсетях». Именно, этот «бунт» и вызывает «извержение» вулкана власти, при котором гибнут люди.

Кадр из клипа
Кадр из клипа

На полотне «Последний день Помпеи» К. Брюллов изобразил момент извержения вулкана Везувий. Паника охватила город, дым и пепел накрыли его жителей. Смог и ядовитые газы поглотили население. Картина по своему сюжету и эмоциональному воздействию созвучна с текстом «зачитываемом» Noize MC. Строчки «хватает смрада», «дышать не легче», «респираторы прижать покрепче» делают отсылку к картине К. Брюллова, которая, благодаря, тексту Noize MC приобретает иную трактовку и символизирует закипающие настроения в обществе.

Финальной картиной, завершающей визуальный ряд клипа, становится полотно И.И. Шишкина и К. А. Савицкого «Утро в сосновом лесу».

И.И. Шишкин и К. А. Савицкий «Утро в сосновом лесу».
И.И. Шишкин и К. А. Савицкий «Утро в сосновом лесу».

Благодаря строчкам, «зачитываемым» Noize MC на фоне полотна, картина также приобретает иную трактовку. Здесь, можно увидеть несколько вариантов интерпретаций. Во-первых, полотно является растиражированным в массовой культуре. Вспомним, хотя бы настенные ковры и конфеты «Мишка косолапый», которые в советское время можно было найти в квартире у любого советского человека – «Все, как у людей».

-13

В тексте Noize MC делает акцент на строчку «Уютная квартира мещанского райка», то есть демонстрация полотна «Утро в сосновом лесу» может символизировать стремление «современного мещанского обывателя» ставить материальные ценности выше духовных. «Собирание» репродукций растиражированного произведения и стремление быть, как все – вот «счастье дурака» и, видимо, по мнению Noize MC, смысл жизни многих наших современников.

Также медведи с полотна И.И. Шишкина и К. А. Савицкого могут символизировать обычных обывателей, которые не имеют собственного суждения, а слепо идут на поводу у общественного мнения. Здесь, можно усмотреть отсылку к цирковым медведям. Эту мысль могут подтвердить строчки из песни музыканта «шкура дорога», «пока поят-пей, пока кормят- ешь». Все это указывает на инфантильность и безвольность «мещанского обывателя».

Надеюсь, что Вам было интересно! Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новых интересных разборов, ставьте лайки и оставляйте комментарии!