В подвале храма
"8 декабря 1939 г. Итак, сегодня мы решили покинуть подлунный мир и углубиться в загадочные подземелья церкви Малюты Скуратова", - записал в своем дневнике девятиклассник Лёва Федотов и вместе со своими друзьями Олегом Сальковским и Мишей Коршуновым отправился на поиски подземного хода.
Зимой 1987-го Михаил Коршунов побывал в церкви, где в то время находился Институт музееведения, один.
30 августа 2019 г. возможность повторить (отчасти, увы!) их маршрут появилась у меня.
1939 год: "Мы прошли воротца около нашей амбулатории и вышли на дощатую площадку, откуда шла вниз широкая деревянная лестница в садик, посередине которого и стояла церковь Малюты Скуратова".
1987 год: Михаил Коршунов в своей книге помещает современную фотографию этого прохода к церкви:
2019 год: Даже спустя 80 лет место это узнаваемо, хотя проход и перегорожен сейчас забором и к церкви со двора дома попасть нельзя:
А садик есть - вероятно, посаженный заново не так давно:
Теперь вспомним, как выглядел старый план:
В церкви у меня было две задачи. Первая — попасть в подвал и посмотреть, можно ли там увидеть сейчас хоть какие-то намеки на подземный ход. Вторая — выяснить подробности про замурованную девушку.
Мне сначала не везло: все время приходила к запертым дверям. Никого из служителей церкви тоже повстречать никак не удавалось.
Зато в самом конце лета я познакомилась с S.
Честно говоря, я ожидала встретить сопротивление и нежелание разговаривать на эту тему, а получилось наоборот! Со мной охотно поговорили и показали подвал, через который в 1939 году мальчишки спускались в подземелье Малюты Скуратова. Больше всего меня удивило то, что об истории поиска подземного хода в церкви не знают.
Итак, я спустилась по ступеням и вошла в открывшуюся дверь.
«Мы находились в небольшом низком подвале. <...> Комнатка была небольшая… Прямо перед нами чернел проход в следующий подвал». (Лев Федотов)
Сейчас здесь жилое помещение: с кроватями, стульями, тумбочками, личными вещами, поэтому показать его в полном объёме я не могу. Но это действительно небольшая комнатка, из которой ведёт проход в следующий подвал:
Во втором подвале , который «был по величине почти такой же, как первый», мальчишки и обнаружили «у самого пола прямоугольную низенькую дверцу вышиной в полметра».
В 1987 году, по свидетельству Михаила Коршунова, этой дверцы уже не было: «вход был заложен относительно свежим кирпичом».
Сейчас этой дверцы не видно((( но в стене есть вот такая ниша, о ней не упоминают ни Федотов, ни Коршунов:
В общем, следует признать, что улов довольно скудный. А всё же то, что проверить удалось, с дневниковыми записями Лёвы Федотова и воспоминаниями Михаила Коршунова совпало. Вот еще пример на фотографиях: выход из подвала 32 года назад и сейчас:
Где была замурована девушка?
" [Когда вскрыли нишу] девушка в миг рассыпалась, обратилась в прах. Её видели только те, кто стоял тогда рядом. <...> А девушка была замурована в том месте, где сейчас из серого итальянского мрамора имеется на стене церкви тонкий орнамент в виде рамы".
Честно говоря, я думала, что шансов на опознание места нет совсем. в церкви все еще ведутся реставрационные работы, продолжаются они не первый год, так что я была уверена, что этого места давно не существует.
Реакция S. меня поразила:
- Я это место знаю. Но там нет и не может быть никакой ниши. Это киот, то есть рама для иконы, он сохранился, посмотрите. Там никак нельзя поместить тело человека!
Смотрю:
Однако на фотографии из книги Михаила Коршунова шкафчик виден прекрасно (хотя он и на фотографии кажется неглубоким). S. задумывается на некоторое время, а потом говорит:
- Знаете, к нам в храм не так давно приходили из пожарной охраны - с планом еще семидесятых годов. И у меня с трудом получилось узнать на этом плане нашу церковь. В ней был сделан второй этаж и все помещение было перегорожено, поделено на кабинеты для работников института, который здесь размещался. В алтаре был устроен туалет...
Вообще в советское время довольно часто здания церквей перестраивали для разных учреждений и жилья. Судя по всему, на фотографию Коршунова попал как раз кусочек такой перестройки храма Николы на Берсеневке: кроме шкафчика с левой стороны явно видна часть стены с проводкой.
-Ну и кроме того, - продолжает S., - давайте думать: шкафчик этот появился явно после революции, к 1930-м годам, когда церковь была закрыта. Значит, примерно в это время туда поместили и тело девушки. Могло ли оно все это время разлагаться в шкафчике, не привлекая ничье внимание? И успело бы к 1937 году превратиться в прах?..
В общем, если описание подвала, насколько можно увидеть, совпало с дневниковыми записями Лёвы Федотова, то историю с замурованной девушкой, возможно, стоит признать легендой. Либо обнаружили её не там, и ниша находилась в каком-то другом месте.
Вот такой результат получился у меня по итогам визита к Малюте Скуратову. Не отдает он мне пока свои тайны...
Этот пост - часть проекта "Как попасть в книгу".
Читайте и гуляйте по Москве!