Найти тему
O K

Непотопляемая Венеция

Если Вы хоть раз бывали в Венеции, наверняка слышали, что город веками страдает от наводнений. Рассказывали такие истории и нам. В первый приезд мы сами были свидетелями стихийного потопа, случившегося посреди жаркого летнего дня в результате внезапно нахлынувшего "тропического" ливня. В такие дни даже площадь Сан-Марко уходит под воду. Но годы идут, а непотопляемая Венеция продолжает принимать толпы туристов, которым экскурсоводы в очередной раз рассказывают, как им повезло увидеть уходящую под воду архитектурную жемчужину Италии, что вот-вот она погрузится в пучину морскую и совсем исчезнет с лица земли.

Итальянцы огромные деньги потратили на спасение Венеции. В Лагуне уже не первый год строят огромную подводную дамбу с заградительными понтонами, которые всплывают на поверхность в случаях особо опасного подъёма уровня воды, перекрывая потоки, способные нанести непоправимый ущерб городу. Когда возникнет такая ситуация, одному богу известно. Надеюсь, к тому времени дамбу построят окончательно. А пока туристы, которые не боятся намочить ноги, в дождливые дни развлекаются, бегая босыми по мостовым, набережным и площадям, фотографируясь на фоне непотопляемых архитектурных шедевров, венецианские предприниматели с успехом торгуют зонтами, дождевиками и сапогами-бахилами, помимо сувениров.

И всё же годы и вода отложили свой отпечаток на архитектурные шедевры Венеции. Особенно это заметно в соборе Сан-Марко. Попав внутрь базилики, отстояв небольшую очередь, сразу замечаешь "горбатые" полы, которые словно вздыбились в тех местах, в которых их поддерживают деревянные сваи. Известно, что строили дворцы и храмы Венеции на сваях из вековых лиственниц (есть версия, что - из сибирских), дерево которых с годами становится только крепче и надёжнее - морская солёная вода для них лучше любого консерванта. А вот строительные материалы, из которых построены здания не могут похвастаться такими долговечными свойствами. Поэтому и "плывут горбатые" полы, отваливается штукатурка от дворцовых фасадов и покрываются плесенью роскошные старинные палаццо. К счастью, итальянцам удаётся содержать город в относительной чистоте. Даже за время между нашими двумя поездками в Венецию, вода в каналах стала чуть чище. Правда, граффити на стенах стало чуть больше. Бывалые путешественники рассказывают, что раньше каналы Венеции и вовсе походили на сточные канавы. Всё познаётся в сравнении : впервые мы прибыли в Венецию из соседней Хорватии, где на всех пляжах Истрии стоял голубой флаг, которым награждают за исключительно чистую воду у побережья. Так нам венецианские каналы тоже показались грязными протоками. В Лагуне вода была почище, но прозрачностью тоже не отличалась.

Говорят, что коренные венецианцы предпочитают жить в других городах Италии. Мало найдётся желающих постоянно находиться в вечно сырых покоях, пусть даже с дворцовыми интерьерами. Но для туристов, наводняющих Венецию, сырость и влажность становится вполне переносимой временной неприятностью при осмотре дворцов, мостов и каналов. Ещё один пример того, что не нужно путать туризм с иммиграцией. В Венецию нужно приезжать ненадолго, чтобы при беглом осмотре не успеть разочароваться, разглядывая мусор, оставленный на мостовых, грязные каналы и граффити на стенах. Любуясь прекрасной средневековой архитектурой, можно на время закрыть глаза на мелкие городские современные недостатки.

А посмотреть в Венеции есть на что. Больше всего достопримечательностей сконцентрировано на площади Сан-Марко, которую прозвали самым большим салоном Европы. В самой базилике мы были, а вот подняться на верхнюю террасу у нас, к сожалению, времени не хватило. Не поднимались мы и на Кампанилу - высокую башню из красного кирпича, стоящую перед собором Сан-Марко.

С этой башни в первый день венецианского фестиваля традиционно спускается "Ангел", символизирующий начало торжественных мероприятий. Кампанила была построена в 1514 году, но в 1902 году она полностью разрушилась в результате землетрясения. Заново восстановленную колокольню открыли в день Святого Марка 25 апреля 1912 года.

Собор Сан-Марко начали возводить в 1063 году, но окончательно завершить строительство удалось только в XV веке. Эта богато украшенная мозаиками базилика - редкий образец византийской архитектуры в Италии. В соборе хранится множество ценных реликвий, вывезенных из Константинополя во время крестовых походов. Мощи апостола Марка, перевезённые из Александрии в далёком 829 году, тоже находятся в этой базилике. Символ Венеции - крылатый лев - знак апостола Марка.

На площади Сан-Марко всегда многолюдно. В кафе под арками знаменитых галерей многие мечтают выпить хотя бы кружечку кофе под аккомпанемент венецианского оркестра. Но нужно иметь в виду, что в счёт за обслуживание будет включена не только стоимость выпитого кофе, но и вполне существенная сумма за музыкальное сопровождение.

Дворец Дожей на маленькой Пьяцетте, примыкающей к площади Сан- Марко, известен не меньше, чем знаменитая базилика или Кампанила. Этот грандиозный памятник архитектуры строили с 1309 по 1424 годы на месте ранее разрушившегося дворца. Но и это здание не избежало реконструкции. После пожара 1577 года за восстановление частично сгоревшего дворца взялся архитектор Филиппо Календарио - творец моста Риальто, снимок которого можно увидеть в первой фотогалерее в начале статьи.

Столпотворение на Пьяцетте.
Столпотворение на Пьяцетте.

На Пьяцетте установлены две колонны - Святого Марка и Святого Теодора. Между этими колоннами традиционно собираются группы экскурсантов, желающих прокатиться на гондолах по каналам Венеции.

О традиционном венецианском фестивале напоминают разнообразные маски, продающиеся во всех сувенирных магазинчиках города. Цены весьма умеренные, но большинство из них сделаны в Китае. Если заказывать оригинальную маску у венецианского мастера, стоимость её будет дороже в несколько раз. То же самое касается и венецианского стекла, которое традиционно выплавляется стеклодувами на острове Мурано. Украшения и посуда из муранского стекла стоят недёшево. Нас, как и всех туристов, приезжающих в Венецию, водили на показательную "плавку" стекла. Уже не только на острове Мурано, но и в самом городе есть стеклодувные мастерские. В них виртуозы-стеклодувы показывают туристам своё мастерство, выдувая из разноцветного стекла различные фигурки или вазочки. Купить готовые произведения искусства можно тут же в магазине при мастерской.

Пирожные по веками проверенным рецептам.
Пирожные по веками проверенным рецептам.

Но если нет возможности приобрести изделия из муранского стекла, то можно хотя бы попробовать вкусную венецианскую выпечку.

Венецию невозможно себе представить без многочисленных каналов и мостов. Пока город не ушёл под воду, в Венецию можно приехать не только морским путём. Мост Конституции связывает железнодорожный вокзал с Римской площадью, где находится городской автовокзал.

Улицы-каналы.
Улицы-каналы.

Кажется непривычным тот факт, что в Венеции многие дома буквально стоят в воде, а тротуары и мостовые давно ушли под воду. Самая красивая в Венеции "улица" - это Гранд-канал с бесконечной чередой дворцов и храмов. Передвигаться по ней можно только на водном транспорте. Из-за довольно плотного трафика движения, лучше - не на гондоле.

Венецианский транспорт.
Венецианский транспорт.

Основу общественного транспорта в Венеции составляют вапоретто - местные речные трамваи. Катера, которые выполняют функцию городского такси, и традиционные гондолы - это удовольствие не дешёвое. В Венеции 433 гондольера. Это фиксированное количество. Гондольеры отбираются только из жителей Венеции. Есть среди них и одна женщина-гондольер, но это скорее исключение из правил.

Следы времени и воды на улицах-каналах Венеции.
Следы времени и воды на улицах-каналах Венеции.

Про наши путешествия в Венецию можно прочитать в ещё одной моей статье "Венеция. Вид из гондолы." Там больше фотографий каналов и мостов. Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Скоро будут новые публикации про достопримечательности Италии, и не только.