Если Вы хоть раз бывали в Венеции, наверняка слышали, что город веками страдает от наводнений. Рассказывали такие истории и нам. В первый приезд мы сами были свидетелями стихийного потопа, случившегося посреди жаркого летнего дня в результате внезапно нахлынувшего "тропического" ливня. В такие дни даже площадь Сан-Марко уходит под воду. Но годы идут, а непотопляемая Венеция продолжает принимать толпы туристов, которым экскурсоводы в очередной раз рассказывают, как им повезло увидеть уходящую под воду архитектурную жемчужину Италии, что вот-вот она погрузится в пучину морскую и совсем исчезнет с лица земли.
Итальянцы огромные деньги потратили на спасение Венеции. В Лагуне уже не первый год строят огромную подводную дамбу с заградительными понтонами, которые всплывают на поверхность в случаях особо опасного подъёма уровня воды, перекрывая потоки, способные нанести непоправимый ущерб городу. Когда возникнет такая ситуация, одному богу известно. Надеюсь, к тому времени дамбу построят окончательно. А пока туристы, которые не боятся намочить ноги, в дождливые дни развлекаются, бегая босыми по мостовым, набережным и площадям, фотографируясь на фоне непотопляемых архитектурных шедевров, венецианские предприниматели с успехом торгуют зонтами, дождевиками и сапогами-бахилами, помимо сувениров.
И всё же годы и вода отложили свой отпечаток на архитектурные шедевры Венеции. Особенно это заметно в соборе Сан-Марко. Попав внутрь базилики, отстояв небольшую очередь, сразу замечаешь "горбатые" полы, которые словно вздыбились в тех местах, в которых их поддерживают деревянные сваи. Известно, что строили дворцы и храмы Венеции на сваях из вековых лиственниц (есть версия, что - из сибирских), дерево которых с годами становится только крепче и надёжнее - морская солёная вода для них лучше любого консерванта. А вот строительные материалы, из которых построены здания не могут похвастаться такими долговечными свойствами. Поэтому и "плывут горбатые" полы, отваливается штукатурка от дворцовых фасадов и покрываются плесенью роскошные старинные палаццо. К счастью, итальянцам удаётся содержать город в относительной чистоте. Даже за время между нашими двумя поездками в Венецию, вода в каналах стала чуть чище. Правда, граффити на стенах стало чуть больше. Бывалые путешественники рассказывают, что раньше каналы Венеции и вовсе походили на сточные канавы. Всё познаётся в сравнении : впервые мы прибыли в Венецию из соседней Хорватии, где на всех пляжах Истрии стоял голубой флаг, которым награждают за исключительно чистую воду у побережья. Так нам венецианские каналы тоже показались грязными протоками. В Лагуне вода была почище, но прозрачностью тоже не отличалась.
Говорят, что коренные венецианцы предпочитают жить в других городах Италии. Мало найдётся желающих постоянно находиться в вечно сырых покоях, пусть даже с дворцовыми интерьерами. Но для туристов, наводняющих Венецию, сырость и влажность становится вполне переносимой временной неприятностью при осмотре дворцов, мостов и каналов. Ещё один пример того, что не нужно путать туризм с иммиграцией. В Венецию нужно приезжать ненадолго, чтобы при беглом осмотре не успеть разочароваться, разглядывая мусор, оставленный на мостовых, грязные каналы и граффити на стенах. Любуясь прекрасной средневековой архитектурой, можно на время закрыть глаза на мелкие городские современные недостатки.
А посмотреть в Венеции есть на что. Больше всего достопримечательностей сконцентрировано на площади Сан-Марко, которую прозвали самым большим салоном Европы. В самой базилике мы были, а вот подняться на верхнюю террасу у нас, к сожалению, времени не хватило. Не поднимались мы и на Кампанилу - высокую башню из красного кирпича, стоящую перед собором Сан-Марко.
С этой башни в первый день венецианского фестиваля традиционно спускается "Ангел", символизирующий начало торжественных мероприятий. Кампанила была построена в 1514 году, но в 1902 году она полностью разрушилась в результате землетрясения. Заново восстановленную колокольню открыли в день Святого Марка 25 апреля 1912 года.
Собор Сан-Марко начали возводить в 1063 году, но окончательно завершить строительство удалось только в XV веке. Эта богато украшенная мозаиками базилика - редкий образец византийской архитектуры в Италии. В соборе хранится множество ценных реликвий, вывезенных из Константинополя во время крестовых походов. Мощи апостола Марка, перевезённые из Александрии в далёком 829 году, тоже находятся в этой базилике. Символ Венеции - крылатый лев - знак апостола Марка.
На площади Сан-Марко всегда многолюдно. В кафе под арками знаменитых галерей многие мечтают выпить хотя бы кружечку кофе под аккомпанемент венецианского оркестра. Но нужно иметь в виду, что в счёт за обслуживание будет включена не только стоимость выпитого кофе, но и вполне существенная сумма за музыкальное сопровождение.
Дворец Дожей на маленькой Пьяцетте, примыкающей к площади Сан- Марко, известен не меньше, чем знаменитая базилика или Кампанила. Этот грандиозный памятник архитектуры строили с 1309 по 1424 годы на месте ранее разрушившегося дворца. Но и это здание не избежало реконструкции. После пожара 1577 года за восстановление частично сгоревшего дворца взялся архитектор Филиппо Календарио - творец моста Риальто, снимок которого можно увидеть в первой фотогалерее в начале статьи.
На Пьяцетте установлены две колонны - Святого Марка и Святого Теодора. Между этими колоннами традиционно собираются группы экскурсантов, желающих прокатиться на гондолах по каналам Венеции.
О традиционном венецианском фестивале напоминают разнообразные маски, продающиеся во всех сувенирных магазинчиках города. Цены весьма умеренные, но большинство из них сделаны в Китае. Если заказывать оригинальную маску у венецианского мастера, стоимость её будет дороже в несколько раз. То же самое касается и венецианского стекла, которое традиционно выплавляется стеклодувами на острове Мурано. Украшения и посуда из муранского стекла стоят недёшево. Нас, как и всех туристов, приезжающих в Венецию, водили на показательную "плавку" стекла. Уже не только на острове Мурано, но и в самом городе есть стеклодувные мастерские. В них виртуозы-стеклодувы показывают туристам своё мастерство, выдувая из разноцветного стекла различные фигурки или вазочки. Купить готовые произведения искусства можно тут же в магазине при мастерской.
Но если нет возможности приобрести изделия из муранского стекла, то можно хотя бы попробовать вкусную венецианскую выпечку.
Венецию невозможно себе представить без многочисленных каналов и мостов. Пока город не ушёл под воду, в Венецию можно приехать не только морским путём. Мост Конституции связывает железнодорожный вокзал с Римской площадью, где находится городской автовокзал.
Кажется непривычным тот факт, что в Венеции многие дома буквально стоят в воде, а тротуары и мостовые давно ушли под воду. Самая красивая в Венеции "улица" - это Гранд-канал с бесконечной чередой дворцов и храмов. Передвигаться по ней можно только на водном транспорте. Из-за довольно плотного трафика движения, лучше - не на гондоле.
Основу общественного транспорта в Венеции составляют вапоретто - местные речные трамваи. Катера, которые выполняют функцию городского такси, и традиционные гондолы - это удовольствие не дешёвое. В Венеции 433 гондольера. Это фиксированное количество. Гондольеры отбираются только из жителей Венеции. Есть среди них и одна женщина-гондольер, но это скорее исключение из правил.
Про наши путешествия в Венецию можно прочитать в ещё одной моей статье "Венеция. Вид из гондолы." Там больше фотографий каналов и мостов. Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Скоро будут новые публикации про достопримечательности Италии, и не только.