Найти тему

Очередные «сказки» от власти или снова реформируем образование

Оглавление
Огюст Роден.  Мыслитель
Огюст Роден. Мыслитель

Президент В. Путин в марте 2018 года поставил перед правительством амбициозную задачу – к 2024 году рост ВВП выше общемировых (3,5-4 процента) и закрепление страны в пятерке крупнейших экономик мира. Для этого были представлены две масштабные программы. Первая – это 13 нацпроектов, и вторая – увеличение инвестиционной привлекательности России. В рамках нацпроектов правительство планирует действовать по трем основным направлениям: «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост».

В направление «Человеческий капитал», отнесено развитие образования, культуры, здравоохранения и стимулирование демографии. Посмотрим, почему направление «образование» не будет прогрессировать.

Образование в современной России, пытаются реформировать и вывести на высокий уровень, с 1992 года. Как только над ним не издевались. Разрушив советскую систему, пытались внедрить западную, Болонскую систему. Эксперимент закончился крахом. И теперь мы имеем осколки советской системы образования, перемешанные с западной системой. И главное, подушевое финансирование, которое предполагает количество обучающихся, а не их качество. Проблемы в образовании носят застарелый характер. И для их преодоления нужны комплексные и стратегические решения. Наше правительство способно думать и прогнозировать только на 3-5 летнем отрезке времени. А вложения в образование и в человеческий капитал дают реальный эффект только через 10 лет.

Я всегда удивлялся, почему ГД не примет закон о том, чтобы дети чиновников получали образование в России. А все очень просто. Они прекрасно знают (сами же принимают и исполняют законы) качество российского образования, и не хотят «калечить» своих отпрысков. А раз их дети учатся за рубежом, в престижных образовательных учреждениях, то зачем им напрягаться и что то в этой области менять?

Если разобраться, что из себя представляет нацпроект «Образование», то сразу бросается в глаза, что он направлен на выявление перспективных талантливых ребят. А что делать остальным? Ведь в школах учатся не только отличники. И самая трудоемкая работа, это подтянуть двоечника до твердого положительного результата. Ведь производству нужны не только люди, разрабатывающие прогрессивные технологии, но и те, кто будет работать руками на этих производствах. А что делается для этого? Ничего. Наоборот. В классах, где больше успевающих, которые могут сдать ЕГЭ на высокие баллы, учителя получают премии и надбавки. А в классах, где много отстающих и низкие баллы по ЕГЭ, никаких преференций учителям нету. И так, отбивается охота у учителей работать в таких классах, с такими учениками.

За каждый нацпроект персонально отвечает соответствующий министр. И каждый из них, старается через вице-премьра, курирующего данную отрасль, продвинуть свой проект, для более полного финансирования. А столько денег нету, чтобы обеспечить финансирование всех нацпроектов, для рывка экономики до показаний выше мировых. В 2018 году, Росстат оценил рост ВВП в 2,3%. По итогам 2019 года Минэкономразвитие ожидает ВВП на уровне 1,3%, в 2020 году – 1,7%. Хотя, уровень прогнозирования у наших министров слишком низкий. Им всегда кажется, что наша экономика постоянно нащупывает «дно», и в следующем году начнет рывками расти. У нас везде «территории опережающего развития». Только что то народ на себе никак не ощущает этого улучшения.

Я может и поверил бы, что власть не очередные сказки нам рассказывает, если бы в числе реформируемых оказалось государственное управление, ее качественное изменение. Без реформы государственного управления, без качественного изменения ее институтов, никакие реформы не будут успешны.