Найти тему

Север на стыке эпох

Моя мама говорит, что ни одна наша поездка не обошлась без какого-либо происшествия, неважно, положительного или отрицательного, причем не с нами, а в глобальном смысле. Эта история тоже о важном событии мирового масштаба, которое пришлось на мое путешествие в декабре 1999.

В 10 лет никто не интересуется политикой и вряд ли следит за движением истории, творящейся непосредственно на наших глазах. Готовя эту статью, я прошерстила интернет и с удивлением обнаружила, что никакой неожиданности, собственно, и не произошло, уже как минимум полгода все шло к этому. Я размыто помню события, но идеально помню эмоции, не только свои, но и взрослых, отнесшихся к этим событиям одинаково потрясенно, но по-разному. Речь даже не о моих родителях, а о многих русских, находившихся в тот момент за границей. Но обо всем по порядку, в особенности - о путешествии.

Отдельного внимания заслуживает организация этого путешествия, настолько, что об этом я подробно рассказывала студентам. Ни для кого не секрет, что за двадцать лет процесс, мягко говоря, упростился: забронировать билеты и проживание можно в пару кликов со смартфона, останется только сдаться на визу (и то - при необходимости). В 1999 году организацией путешествий занимались такие фанаты своего дела, что я, проработав в туризме уже более восьми лет, искренне восхищаюсь ими. Ни за что не вспомню, как звали эту поистине героическую женщину - директора турфирмы (в нашем провинциальном городе), но память об этом подвиге живет. Этакий Томас Кук постсоветского пространства. Вообще, в те времена даже банальный пакет в Турцию требовал определенных усилий. По крайней мере, про нулевые, когда уже появился какой-никакой интернет, моя начальница рассказывает так: утром подключались с трудом, получали по почте рекламу горящих туров, распечатывали, клеили на окна, бегом до начала рабочего дня выключали интернет (телефон тоже нужен!), собирали заявки с туристов, отправляли по факсу (иногда не с первого раза), затем ждали, когда все обработают почти вручную, а горящие с большой долей вероятности заканчивались.

Итак, летом 1999 года мы вернулись из круиза по Европе, и до нас дошли слухи, что леди Кук собирает группу туристов для нестандартного тура на Новый год - только для опытных путешественников (к которым мы себя, безусловно, причисляли). И мои родители едва успели подать заявку! Я даже не представляю, сколько раз пришлось организатору съездить в пункт назначения за оставшиеся полгода. До открытия визового центра у нас в городе оставалось еще двенадцать лет, курьерские службы, если и существовали, им не доверяли (мой папа, будучи бизнесменом, сам всегда возил все важные документы в Москву - на поезде). Гостиница планировалась не в столице, а в маленьком городке близ горнолыжного курорта, все экскурсии - авторские - директор турфирмы сочиняла и реализовывала сама. Гвоздем программы назначен новогодний ужин (которому будет посвящена кульминация).

К чести организатора будет признать, что она реально собрала в нашем тогда еще совсем небольшом городе целый автобус туристов. Мы были забавны: в мехах поперли на горнолыжный курорт. Впрочем, по всей видимости, большинство были даже не в курсе про горнолыжный курорт и гордо ехали куда-то ЗА ГРАНИЦУ.

Вот такой коллекционный пруфик нашла
Вот такой коллекционный пруфик нашла

Если говорить непосредственно о границе и так четко откладывающихся в моей памяти эмоциях, то в двух словах это был АД. Объективно я так и не поняла, зачем 30 декабря полный семей с детьми автобус отправили в какое-то странное «ожидание», сопровождавшееся визитами страшных собак. И сомневаюсь, что им нужна была водка в папином чемодане, которую он, как истинный бизнесмен, собирался продать, согласно слухам, «за бешеные деньги».

Сам же очень маленький городок встретил уставших русских крайне тепло. Уставшие мужчины, перезнакомившись на перекурах, отправились пропивать запланированный бизнес. Мой папа не курит и не пьет, так что мы водку вроде привезли обратно: у всех русских было «с собой» (все мы в планах бизнесмены), а местные на горнолыжный курорт так-то приехали. И да, эти странные люди реально катались на лыжах в 9 утра 1 января.

Витрина магазина
Витрина магазина

Если честно, место попалось довольно скучное, а свободного времени предоставили немало. Планы традиционно строились по простой схеме: мы встретили русских туристов, которые приехали раньше нас и уже успели познакомиться с теми, кто приехал еще раньше, - так и решался вопрос о том, куда пойти.

Самым большим потрясением для меня оказалось то, что в этом городке, сильно уступающим по размерам даже моей родной провинции, был нереальных размеров торговый центр! Слава Богу, Париж и Лондон полгода назад уже помогли мне не выглядеть в нем деревенщиной с широко распахнутыми глазами и челюстью до пола. Не могу сказать, что меня вообще когда-либо в жизни очень сильно интересовали шмотки и мода, но все заграничное меня интересовало всегда. В результате, брючный костюм, купленный тогда, я носила до 10 класса. И это не рекорд: датскую блузку 2002 года я периодически надеваю по сей день, и выглядит она все так же шикарно. Удивительно, как она выросла вместе со мной.

В 10 лет Новый год - долгожданный праздник, совсем не то, что в 30, хотя кому как, наверное. Встречать его предполагалось за длинными столами в огромном банкетном зале, разделенном перегородкой пополам: для русских и «горячих» местных. Организаторы обещали раздвинуть перегородку после полуночи.

Сначала было тухленько. Чем кормили, вообще не помню, помню, как выступали перед Йолопукки и получали сладкие подарки сомнительного качества. Свой знаменитый «Fazer» почему-то пожалели, но я все равно попробовала его в этой поездке и обожаю наравне с бельгийским шоколадом.

К бою курантов русским туристам приготовили сюрприз: трансляцию на огромном экране Новогоднего обращения Президента Российской Федерации. Он очень хотел, чтобы его поняли, но в этот раз что-то пошло не так («никогда такого не было - и вот опять» - другой политик (с)): непередаваемы выражения лиц взрослых, застывших вокруг меня с бокалами. Итак, Википедия утверждает, что Ельцин уже полгода планировал передачу власти Путину, что об этом якобы все прекрасно знали. У меня есть предположение, что многочисленные туристы боялись, что после смены власти их не пустят обратно на Родину, ведь история имеет тенденцию повторяться, а подобное уже имело место быть меньше века назад, правда, при гораздо более тяжелых обстоятельствах - революции. Люди боялись перемен, ведь только впоследствии стало ясно, что эти перемены - к лучшему, но могло же все и совсем иначе сложиться.

Наутро мы собирались кататься на собачьих упряжках, но экскурсию пришлось отложить на пару часов из-за того, что протрезвевшие нападали на непьющих с требованием сыграть в «правду или действие» относительно вчерашних событий.

На протяжении этих трех дней мы безвылазно находились в маленьком провинциальном городке близ горнолыжного курорта, хотя из нашей семьи (да и вообще из всей нашей группы) желания покататься на лыжах так никто и не изъявил. Наверное, нам было стыдно перед местными, которые утро любого дня встречали уже на спуске. На четвертый день пребывания в этой загранице мы отправились в ее столицу, рассказ о которой заслуживает отдельной статьи.