Найти тему
ART-кафе

Счастливые люди художники и удивительные у них глаза!

Бенвенуто Челлини. "Персей", бронза, 1545—1554.
Бенвенуто Челлини. "Персей", бронза, 1545—1554.

Счастливые люди художники и удивительные у них глаза!

Эти глаза оказывают бесценные услуги художникам даже тогда, когда они выходят за сферу своей профессиональной деятельности. Вот свидетельство Бенвенуто Челлини.

Как известно, Бенвенуто Челлини, золотых дел мастер и знаменитый скульптор ХVI века, был забияка и бахвал. Он не стеснялся в выборе слов при описании своих подвигов на поприще искусства, уличных драк и дерзкого обращения с сильными мира сего. Когда «весь мир был под оружием», и римский папа оборонял замок Ангела, Бенвенуто Челлини переменил профессию, став из художника артиллеристом:


«Удалившись я пошёл на верх и с усердием безостановочно стрелял, и почти ни один выстрел не попадал мимо. Моё рисование и мои прекрасные занятия, и моя красота музыкальной игры, всё ушло в игру на этих орудиях, и если бы я рассказал подробно все те чудесные дела, которые в этой адовости жестокой я совершил, я бы изумил мир; но, чтобы не быть слишком длинным, я их опускаю».
Бенвенуто Челлини. "Юнона", 1540.
Бенвенуто Челлини. "Юнона", 1540.

Однако до этого Бенвенуто Челлини успел рассказать следующую историю. Папа Климент VII, прогуливаясь по площадке круглой башни замка Ангела, увидел среди нападающих одетого в красное испанского полковника, который когда-то служил ему, папе, а ныне в числе осаждающих замок на него нападал.

И именно в тот момент, когда папа разглядывал предателя-полковника и разговаривал о нём со своими приближёнными, одетый в ярко-розовое платье человек привлёк внимание Бенвенуто. Человек разгуливал спокойно, будучи вне пределов обстрела, и это раздражало художника.

Исаак Левитан. "У омута".
Исаак Левитан. "У омута".

И тогда, рассказывает Бенвенуто,


«раздумывая, что бы такое я мог ему сделать, я взял один мой кречет, который там у меня был, а это такое орудие, больше и длиннее сакра, вроде полукулеврины (огнестрельное оружие, бывшее предком аркебузы, мушкета и лёгкой пушки. (Т. е. кулеврина — первопредок классического огнестрельного стрелкового оружия.) Название, вероятно, произошло от конструкции, в которой для прочности ствол, выкованный из железных или медных полос, прикреплялся к деревянной ложе посредством не более чем пяти колец — открытая энциклопедия);
Исаак Левитан. "На Волге".
Исаак Левитан. "На Волге".

это орудие я разрядил, затем зарядил его изрядной долей мелкого пороха, перемешанного с крупным; затем отлично навёл его на этого красного человека, взяв изумительную дугу, потому что тот был настолько далеко, что по науке нельзя было бы попасть на таком расстоянии из подобного рода орудия; я запалил и угодил прямо в середину этому красному человеку, каковой, из щегольства, привесил себе шпагу спереди, на некий свой испанский манер; и вот, когда моё ядро, долетев, ударилось об эту шпагу, как сказанного человека разрезало пополам».


Увидев своего врага чудесным образом и на недосягаемом для выстрелов расстоянии, разрезанным пополам, папа, конечно, «пришёл в великое удовольствие и изумление». Мы можем не верить Бенвенуто, хотя он был человеком необыкновенным и вполне возможно, что его пули и пушечные ядра были метки, как его карандаш.

Исаак Левитан. "Весна. Большая вода".
Исаак Левитан. "Весна. Большая вода".

Но вот свидетельство Ивана Тимофеевича — старого слуги мецената Саввы Мамонтова, в имении которого подолгу живал, среди прочих художников, и Исаак Ильич Левитан, деля своё время между занятиями живописью и ночной охотой на зайцев.

-Занятный он, - рассказывал о новом госте хозяина старый слуга Иван Тимофеевич, - пулю в пулю попадает, и на большом расстоянии... Другой гость Саввы Мамонтова, Виктор Михайлович Васнецов, поражал всех необыкновенной лёгкостью при игре в городки: сильным ударом биты он, к восторгу присутствующих, сметал одну фигуру за другой.

Виктор Васнецов. "Крещение Руси"
Виктор Васнецов. "Крещение Руси"

-Если бы ты не был художником, из тебя бы вышел знатный молотобоец, - сказал однажды во время игры в городки Виктору Васнецову Мамонтов.

Рассказы о меткости, точном глазе и твёрдой руке художников можно множить до бесконечности: это качества профессиональные, развитые и обострённые прилежным занятием искусством. Эти качества блистательно проявлялись то в том, то в другом деле, с которыми сталкивался искусный рисовальщик.

Виктор Васнецов. "Иван-царевич на Сером Волке"
Виктор Васнецов. "Иван-царевич на Сером Волке"

Чтобы разобраться, каким образом эти качества тренируются, попробуем представить себе, как изменяется и обогащается зрительное восприятие человека, становящегося профессиональным художником.

Прежде всего, художник должен воспитывать в себе быструю, молниеносную восприимчивость. (Она же нужна и стрелку, стреляющему по движущейся мишени, лётчику, где всё решают доли секунды, разведчику и людям многих героических и обыденных профессий).

Иштван Сене Гал. Untitled (2018)
Иштван Сене Гал. Untitled (2018)

Пожалуйста, оцените эту статью и подпишитесь на канал или поделитесь ссылкой на него в социальных сетях, если считаете его интересным. Большое спасибо!