Близится время дождей и первого снега, значит, дорожные работы в большинстве регионов выходят на финишную прямую. Для качественного ремонта существующего покрытия необходимо сначала снять верхний слой асфальта. Этим занимается специальная машина – дорожная фреза.
Первые фрезы были сделаны по образу и подобию грейдеров с фрезеровочным барабаном вместо ножа. Современные машины значительно больше и сложнее грейдеров. Самые крупные дорожные фрезы могут срезать до 35 см асфальта. А некоторые могут даже одновременно удалять верхний слой и перерабатывать его в крошку для дальнейшего использования.
Основной рабочий элемент машины – это фрезерный барабан. На его поверхности и по краям закреплены сотни резцедержателей для удаления дорожного покрытия. Для сбора асфальта на барабане имеются забрасывающие лопатки. Все детали изготавливаются из твердых сплавов металлов. Изношенные резцы можно заменить на новые без смены барабана. Дорожные фрезы бывают самоходные, прицепные и навесные. Естественно, что для управления такой большой и сложной машиной требуется пройти специальное обучение. На многих машинах требуются одновременно два оператора.
К сожалению, российское производство выпускает незначительное количество самоходных дорожных фрез. Можно отметить лишь «Брянский арсенал». Зато импортные модели широко используются дорожно-строительными компаниями. В первую очередь, это фрезы немецкой фирмы Wirtgen. Они поставляют и колесные, и гусеничные фрезы разной производительности.
Американская компания Caterpillar также поставляла дорожную технику, но в связи с санкционными войнами продажи прекратились. Также техника закупается у немецкой компании Bomag и японской Dynapac. Ремонту дорог из-за отсутствия техники ничего не угрожает!