Не секрет, что память очень важна для нашей способности к познанию. У человека есть 2 основных вида памяти - кратковременная и долговременная. Это по длительности нашего запоминания.
Кратковременная позволяет нам запомнить информацию “здесь и сейчас”. Это знания, которыми мы пользуемся оперативно. Но они могут быть не так уж и важны в длительной перспективе, и через какое-то время они улетучиваются.
А долговременная память ещё полезнее. Именно благодаря ей мы приобретаем такой необходимый опыт, учимся и развиваемся.
Особенно важно иметь хорошую память детям. Но часто бывает такое, что ребёнок вроде бы способный, а вот память плохая. И родители расстраиваются, что он ничего не запоминает.
Но это не только врождённая способность. Память можно развивать. Если делать это регулярно, то можно натренировать эту способность мозга. Какие упражнения помогут развить память?
Во-первых, это, конечно же, чтение. Осложняется этот способ тем, что многие дети не любят читать. Но не обязательно сидеть и читать. Вы можете рассказывать ему сами, либо слушать аудиокниги, раз в последнее время стал популярным такой удобный способ.
И не обязательно грузить его большими текстами. Идеально для памяти - учить стихи и считалочки. Можно не только пересказывать, но и разыгрывать сценки. Особенно если ребёнок артистичный, ему понравится такая тренировка.
И здесь важно помнить главный принцип: чем больше эмоций, тем лучше откладывается в памяти.
Посудите сами, мы всегда чаще вспоминаем то, что вызвало больше впечатлений. Поэтому полезно обсуждать истории, анализировать поступки героев, можно придумать продолжение.
Картинки. Даже если ещё ребёнок не умеет читать, можно рассматривать картинки и описывать их, что на них происходит. Заодно можно тренировать много других навыков: вспомнить цвета, цифры и так далее. Можно показать картинку, а потом убрать её и попросить описать по памяти.
Найди отличие. Это тоже полезное упражнение, которое помогает сравнивать разные предметы.
Любители иностранных языков подтвердят, что очень помогает приём ассоциации. Они используют его для усвоения новых слов. А вообще он подходит для любой “бездушной”, сухой информации.
Наша психика устроена таким образом, что мы лучше запоминаем что-либо, когда это прикреплено к какому-либо образу: зрительному, слуховому, осязательному. Поэтому полезны игры “найди предмет”, “горячо-холодно”, “третий лишний”, крокодил (когда надо отгадать слово по пантомиме или иллюстрации).
По легендам, великий философ, оратор и политический деятель Цицерон пользовался очень необычным способом усвоения информации. Запоминая один отрывок, он вставал в угол, а запоминая другой, напротив шкафа. Примерно так. А когда рассказывал, вспоминал свой “маршрут”, и ни разу не сбился.
Вообще память работает эффективнее, когда она связана с какими-то эмоциями. Поэтому попробуйте больше обращать на это внимания.