Эффект бабочки - термин из теории хаоса, обозначающий следующее : даже незначительные изменения в первоначальном состоянии системы могут вызвать цепочку событий, ведущих к крупномасштабным изменениям. Красивое название является аллюзией к знаменитому рассказу фантаста Рэя Брэдбери "И грянул гром". Для тех, кто читать не любит эту же тему наглядно раскрыли кинематографисты в голливудском телефильме "The Butterfly Effect" и европейском блокбастере " Mr.Nobody". Мораль всех этих произведений такова - невинные на первый взгляд дефекты в прошлом приводят героев к кошмарному настоящему.
Альтернативщики всех стран и народов вывернули всё наизнанку. Одним из самых распространённых сюжетов стал, например, такой: что было бы, поступи романтичный австрийский юноша Адольф Шикльгрубер со второго раза в Венскую Академию искусств. Можно бы было избежать в таком случае ужасов Холокоста и кровавой мировой войны? Впрочем, альтернативная история предмет тёмный и исследованию не подлежит. А какие примеры "эффекта бабочки" можно найти в реальной истории? Вот один из них.
В 1792 году 27-летний выпускник Йельского университета Илай Уитни решил продолжить обучение, чтобы стать юристом. Он принадлежал к зажиточной массачусетской семье, у него были богатый отец и прижимистая мачеха. Мачеха урезала финансирование, и Илай в поисках средств решил отправиться на заработки в один из южных штатов. Так поступали многие образованные северяне - на Юге они без труда находили работу частными преподавателями или управляющими у помещиков-плантаторов. В пути он познакомился с земляками, владевшими плантацией в штате Джорджия. Земляки пригласили его погостить. Мистер Уитни приглашение принял.
Что мог увидеть наблюдательный северянин на Юге? Сельская жизнь не была для него чем-то необычным - детство и юность он провёл на отцовской ферме в Массачусетсе. Необычным был климат, благодатная земля, которая давала богатый урожай риса, табака и хлопка. Однако выращивание этих культур становилось убыточным из-за крайне низкой эффективности труда. Выращенный хлопок очищался вручную неграми-рабами. Очистка хлопка была делом чрезвычайно трудоёмким. Цена на рабов росла, производительность труда падала... Казалось, рабовладельческая система на Юге США доживает последние дни.
Однажды Илай Уитни стал свидетелем забавного случая: соседский кот сквозь щели в заборе фермы сцапал курицу. Увы, попытки затянуть добычу в проёмы ограды привели лишь к тому, что в когтях охотника оставались только пух и перья. Размеры курицы не позволяли протиснуть её в щель. Жертва нападения отделалась лёгким испугом. Внезапно наблюдателя осенило. Спустя некоторое время Илай продемонстрировал гостеприимным хозяевам хитроумный промприбор - хлопкоочистительную машину. Она представляла собой барабан, утыканный крючками, которые вытягивали хлопковые волокна через сетку. Семена, которые не пролазили через сетку, падали наружу. Машина мистера Уитни произвела революцию.
Прибор увеличил дневную норму очищенного хлопка в 60 раз! Спустя короткое время использование машины стало повсеместным на хлопковых плантациях. Это способствовало молниеносному развитию экономики южных штатов и, как следствие, укреплению её рабовладельческой основы. Хлопок, который мог храниться долгое время и перевозиться на большие расстояния, стал главной статьёй экспорта США. Объём вывоза хлопка уже через 10 лет вырос в 180 раз. Через полвека конфликт между ориентированным на экспорт-импорт Югом и протекционистским Севером приведёт США к гражданской войне.
В соответствии с принципом "эффекта бабочки" последствия не могли ограничиться американским континентом. На другой стороне Атлантики, в Британии, неограниченный и беспрецедентный ввоз хлопка привёл к тому, что впервые в истории одна из отраслей промышленности, а именно хлопчатобумажная, за короткий период времени стала полностью фабричной. А значит полностью исчезло кустарное производство, кормившее тысячи человек. Результат введения машин оказался катастрофическим - целое поколение оказавшихся лишними людей было обречено на нищету.
Парадоксально, что машина, позволившая в критический момент укрепиться рабовладельческой системе и ставшая косвенной причиной гражданской войны, была создана уроженцем традиционно самого свободолюбивого штата. К слову сказать, эпохальное изобретение не принесло Илаю Уитни заслуженного состояния, зато принесло славу. Он вернулся на родной Север, где стал одним из первых и главных пропагандистов взаимозаменяемости в промышленности, предтечей поточной конвейерной сборки. Одним из эффектов взаимозаменяемости является удешевление производства. Применение взаимозаменяемости в военной промышленности стало в итоге одной из причин превосходства вооружения армии северян над армией Юга.
А изобретал мистер Уитни до самых последних своих дней. Уже умирая от рака простаты сконструировал механизм, приносивший ему временное избавление от боли. К счастью, принцип работы этого механизма нам не известен.
P.S. В 1939 году два внучатых праправнука Илая Уитни продюсировали фильм "Унесённые ветром", который долгое время был самым коммерчески успешным фильмом в истории. С тех пор миллионы людей по всему свету воспринимают американский Юг в образах этой картины. Почему-то Уитни всегда тянуло в те края. Видимо, это что-то семейное.
Спасибо за внимание!
Другие статьи канала: