7 октября 1849 года родился воспеватель тлена, боли, ужаса и смерти – Эдгар Аллан По. Его личность завораживает не меньше, чем произведения. Например, наиболее поэтичным предметом на свете он считал… смерть прекрасной женщины. Внешность истинного декадента прекрасно сочеталась с его нестабильным характером, а также увлечением алкогольными напитками. Все вместе породило одного из самых известных представителей американского романтизма.
По такому поводу – небольшая подборка писателей и поэтов, которых можно прописывать маниакально радостным читателям в качестве седативного препарата.
Эдгар Аллан По
Начать стоит, конечно, с именинника. Как уже было сказано выше, его творчество наполнено смертью и тленом, как и полагается любому уважающему себя мрачному писателю. При жизни он, к сожалению, не получил того признания, какое пришло после смерти и поддерживается по сей день.
Легендарное стихотворение «Ворон», рассказы «Маска красной смерти», «Падение дома Ашеров», «Лигейя», «Убийство на улице Морг»…
Все это – наследие, которое стоило тягот жизни писателя.
Эмили Бронте
Единственная барышня в подборке не писала сугубо мистических или детективных рассказов, однако её единственный роман - «Грозовой перевал» - погружает в пучину депрессии ничуть не хуже. Выразительная, острая и пугающая книга была создана за счет мрачной реалистичности происходящего в двух семействах. А Хитклифф? Необузданная и темная страсть этого персонажа никак не вяжется с образом скромной и сдержанной Эмили, которая прожила лишь тридцать лет, так и не успев написать другой крупной прозы.
Правда, высоко ценятся её поэтические работы – некоторые критики считают, что они не уступают творчеству Байрона и Блейка.
Шарль Бодлер
Если говорить об основоположниках символизма и декаданса – сразу же вспоминается Бодлер. И его «Цветы зла», как самый известный поэтический сборник. Эпатажность этой книги была по тем временам такой, что цензоры настаивали на исключении нескольких особенно непристойных стихов, за которые даже оштрафовали поэта.
Кстати, Бодлер во многом способствовал распространению творчества Эдгара По в Европе, поскольку высоко ценил его произведения.
Кроме поэзии, Бодлер немало времени уделял психоделическим опытам, которые подробно и ярко описывал в статьях.
Говард Лавкрафт
Как и многие мрачные гении, Лавкрафт получил признание уже после смерти. Сейчас его имя стойко ассоциируется с литературой ужасов и мифами о Ктулху. Целая массовая культура сформировалась на основе лавкрафтовских ужасов! Жаль, что сам Говард этого не узнает…
Психическое состояние будущего писателя с самого детства заложило основу для ужасов – кошмарные сны выматывали мальчика, переезд из-за бедности заставил задуматься о самоубийстве, а нервный срыв так и не позволил окончить школу, несмотря на задатки вундеркинда.
Интересной особенностью творчества Лавкрафта были постоянные отсылки к неким загадочным текстам древних, которые были им же и выдуманы. Например, «Некрономикон», в существование которого многие поверили и верят до сих пор.
Франц Кафка
Неуловимое кафкианское измерение – это особый вид искусства. С одной стороны, последняя воля Кафки – уничтожить все рукописи – была не исполнена душеприказчиком, что ни есть хорошо. С другой стороны, какой бы была литература, сожги Макс Брод «Процесс», «Превращение», «Замок», «Америку»?..
Абсурд и безысходность, тяжеловесное изложение и яркая метафоричность. Все это нашло свое место в произведениях Кафки. Как и Лавкрафт, он породил особую массовую культуру, в которой хватает места и продолжению литературного пути писателя, и многочисленным мемам.
Жан-Поль Сартр
Писатель и драматург, эссеист и философ, а также «отказник» Нобелевской премии по литературе. Весь ужас и мрак его творчества был сосредоточен не на болезненных мистических фантазиях, а на внутренних переживаниях человека. И неизвестно еще, что страшнее – Ктулху или тошнота Антуана Рокантена…
Сартру принадлежит немало мрачных высказываний, которые лучше всего иллюстрируют тему этой подборки:
«Ад – это Другие».
«Я существо — вот моя единственная неприятность».
И т.д.
Ради подобных высказываний можно и нужно прочесть «Тошноту», «Мухи» или «За закрытыми дверями».
Фёдор Достоевский
Мрачный русский классик также пугает обходными путями – через душевные тяготы своих героев. Конечно же, есть у него и светлые образы (насколько это вообще возможно и применительно к Достоевскому), например, князь Мышкин. Но все-таки и сюжетно, и психологически Фёдор Михайлович тяготел к образам тяжелым, мощным, острым и неоднозначным, став одним из самых трудных для восприятия русскоязычных писателей.
А кого бы вы назвали «мрачным писателем/поэтом»? Делитесь мнением в комментариях.