Для осветления или затемнения отдельных участков изображения фотографы иногда прибегают к помощи фильтров. В отличие от распространенного представления, фотографы пользовались цветными фильтрами, насаживая их на объективы своих фотоаппаратов, еще задолго до появления цветной пленки. Поэтому набор цветных фильтров является одной из самых важных принадлежностей в арсенале средств фотографов, занимающихся черно-белой фотографией.
Представьте себе съемку сцены с красными яблоками, висящими на дереве с зелеными листьями на фоне синего неба. Как воспроизвести такую сцену в черно-белом варианте? Такая сцена не получится достаточно четкой, если воспроизвести яблоки, листья и небо одними и теми же оттенками серого. Если же снять ее через красный фильтр, яблоки получатся более светлыми, чем небо. Красный фильтр будет поглощать синий свет от неба, делая последнее темнее даже при съемке на черно-белую пленку. В то же время красный фильтр пропускает красный свет окраски яблок, делая их светлее окружения. С другой стороны, благодаря съемке через синий фильтр яблоки получатся темнее неба, что позволит лучше выделить их в данной сцене.
Если программа трехмерной графики или анимации допускает создание окрашенных прозрачных объектов, то теоретически аналогичных результатов можно добиться, визуализировав сцену через красный прозрачный объект. Однако имитацию съемки через цветной фильтр можно осуществить быстрее, проще и удобнее, если обработать визуализированные изображения в программе компоновки или обработки изображений. Для этого сначала следует визуализировать изображение в многоцветном варианте, а затем откорректировать яркость в каналах красного, зеленого и синего визуализированного изображения перед его преобразованием в полутоновое. Такая обработка изображения после его визуализации позволяет вносить коррективы в изображение без повторной его визуализации.
На экране RGB-монитора красная, зеленая и синяя составляющие в разных пропорциях определяют яркость отдельного пикселя. Так, яркость чисто белого света состоит на 35% из красного, на 55% из зеленого и на 15% из синего. Это обстоятельство принимается во внимание во многих программах раскраски при преобразовании в полутоновое изображение. В итоге красный, зеленый и синий преобразуются в разные оттенки серого.
Окраска черно-белых изображений
Некоторые черно-белые изображения только выигрывают от окраски. Окрашенное черно-белое изображение может быть получено в любой программе раскраски или компоновки. Для этого достаточно сначала исключить любой цвет или насыщенность, а затем назначить конкретный оттенок или насыщенность для всего изображения.
Еще до изобретения цветной пленки кинематографисты признавали эмоциональное воздействие цвета. Некоторые ранние черно-белые фильмы содержали кадры сцен, окрашенные цветными красителями. Так, например, для получения окончательной копии фильма, предназначенной для демонстрации в кинотеатре, отснятый материал сцены горящего здания мог быть погружен в ванну для окраски красным красителем, а затем вмонтирован в фильм.
Черно-белые фотографии иногда окрашиваются маслами, а очень старые фотографии желтеют от времени даже без намеренной окраски.
Чтобы узнать больше о работе с фотографиями и непосредственно о самом процессе фотографирования, рекомендуем вам пройти следующие курсы: