Найти в Дзене
ДомаСад

Парк Тиргартен – душа Берлина

Если рассматривать карту Берлина, сразу обратишь внимание на огромное зеленое пятно за Бранденбургскими воротами. Оно тянется с востока на запад на несколько километров вплоть до Шарлоттенбургских ворот. Это Большой Тиргартен. Парк, который расположился почти на 250 га! Примерно такую же территорию в Москве занимает ВДНХ и часть Ботанического сада. Но у нас этот район довольно далеко от центра города. Тиргартен же раскинулся в самом сердце Берлина. Лес, где охотились на оленей В Средневековье район Тиргартена был всего лишь восточным предместьем Берлина. Он находился на торной дороге в Потсдам и далее в Бранденбург, вотчину Гогенцоллернов. До конца XVIII века эта полудикая лесистая территория использовалась прусской знатью как охотничьи угодья. Постепенно лес естественным образом вошел в состав разросшегося
города, но не был уничтожен, а превратился в городской парк. Если пойти на юг от Бранденбургских ворот в сторону Потсдамской площади, попадаешь в совершенно безлюдные уго
Оглавление

Если рассматривать карту Берлина, сразу обратишь внимание на огромное зеленое пятно за Бранденбургскими воротами. Оно тянется с востока на запад на несколько километров вплоть до Шарлоттенбургских ворот.

Мемориал павшим советским воинам
Мемориал павшим советским воинам

Это Большой Тиргартен. Парк, который расположился почти на 250 га! Примерно такую же территорию в Москве занимает ВДНХ и часть Ботанического сада. Но у нас этот район довольно далеко от центра города. Тиргартен же раскинулся в самом сердце Берлина.

Лес, где охотились на оленей

Амазонка
Амазонка

В Средневековье район Тиргартена был всего лишь восточным предместьем Берлина. Он находился на торной дороге в Потсдам и далее в Бранденбург, вотчину Гогенцоллернов. До конца XVIII века эта полудикая лесистая территория использовалась прусской знатью как охотничьи угодья.

Розарий
Розарий

Постепенно лес естественным образом вошел в состав разросшегося
города, но не был уничтожен, а превратился в городской парк. Если пойти на юг от Бранденбургских ворот в сторону Потсдамской площади, попадаешь в совершенно безлюдные уголки, больше похожие на густой буковый лес и девственные луга.

В парковой тиши...
В парковой тиши...

В какой-то момент эти тихие пейзажи вдруг исчезают – и оказываешься неподалеку от знаменитой Берлинской филармонии. Но буквально в 30-40 м от юго-западного угла Рейхстага, примыкающего к парку, снова обступает дремучий лес.

Заблудиться во времени

Чем не Подмосковье?
Чем не Подмосковье?

По площади Берлин примерно равен Москве, при этом населения раз в пять меньше. А первоклассных парков, садов и скверов гораздо больше. Зеленые массивы занимают почти половину площади города!

Готхольд Эфраим Лессинг был знаковым немецким поэтом эпохи Просвещения
Готхольд Эфраим Лессинг был знаковым немецким поэтом эпохи Просвещения

Первым ландшафтным дизайнером Тиргартена считается придворный архитектор Петер Ленне, который придал ему вид типичного английского парка. Эту свою типологическую основу Тиргартен в общих чертах сохранил до наших дней.

Штеппенгартен
Штеппенгартен

В парке несколько озер и прудов, а посередине протекает извилистая безымянная речушка, ее берега сплошь покрыты рододендронами и ивами. Вдоль речки, прямо от станции городской электрички «Тиргартен», протянулась «Большая тропа» – пешеходный маршрут через весь парк. Неторопливая прогулка по этой тропе занимает не меньше двух часов. Особенно хорошо здесь в середине апреля, когда цветут магнолии, форзиции и нарциссы.

С немецкой щепетильностью

Global Stone Project: на поляне собраны камни с разных континентов
Global Stone Project: на поляне собраны камни с разных континентов

Тиргартен поддерживается в исключительно ухоженном состоянии. Садовники передвигаются по парку на микромобилях. Интересно, что листовой опад они не сгребают и не сжигают, как это варварски делается в наших парках, скверах и дворах. Его лишь сметают с дорожек под деревья и кустарники.

Здесь не сжигают опавшие листья
Здесь не сжигают опавшие листья

Почвы в этих местах довольно легкие, подзолистые, с заметным преобладанием песка и поэтому требуют постоянного увлажнения. Мощные стационарные установки распыляют воду не только на газоны, а в первую очередь под деревья и кустарники. Господствуют в зеленом ландшафте широколиственные породы: бук, граб, дуб, липа, клен, магнолия, береза. В густом подлеске типичны рододен­дроны и тисы. отхольд Эфраим Лессинг был знаковым немецким поэтом эпохи Просвещения

До горизонта
До горизонта

Здесь не увидишь сухостоя, диких кострищ или помоек. По Тиргартену спокойно разгуливают ежи и кролики. А также флейтисты и флейтистки в старинных костюмах – живые символы парка Тиргартен в частности и Берлина в целом.