9 побед в одном бою - миф или реальность
Школьники моего поколения знали фамилию летчика Горовца наравне с такими героями войны, как Покрышкин, Кожедуб или Речкалов. Еще бы – человек сбил в одном бою сразу девять немецких самолетов! Да каких! Девять пикировщиков Ju87. Самолет даром, что медленный и одномоторный, но имеющий солидный запас прочности: в момент выхода из пикирования он испытывает огромные перегрузки. Как говорил капитан Скворцов из "В бой идут одни "старики", "Тут одного пока завалишь… запаришься".
И вот лет двадцать назад на одном из интернет-форумов всплыла тема "последний бой старшего лейтенанта Горовца". Страсти разгорелись нешуточные: результаты боя широко известны, а об обстоятельствах говорится кратко и как-то невнятно. Дальше – только факты.
Старший лейтенант Александр Константинович Горовец (в некоторых документах встречается написание Горобец) был заместителем командира 2-й эскадрильи 88-го гвардейского истребительного авиационного полка (ГИАП; до присвоения звания "гвардейский" - 166 ИАП). Воевал с июня 1942 года. К 6 июля 1943-го на его счету 74 боевых вылета, 10 воздушных боев и 2 лично сбитых самолета противника, сбил 2 самолета лично (Bf109 03.06.1943 и Hs126 05.07.1943 ) и 2 в группе (оба – He111, тоже летом 1943). Награжден орденом Боевого Красного знамени.
В справочнике "Победы сталинских соколов" (М.Ю.Быков - Яуза, Эксмо, М.2008) против даты 6.07.1943 указано "9 Ju 87", и стоит сноска – "не подтверждается оперативными документами". Справочник этот составлен на основании первичных архивных документов (советских), и подобная сноска заставляет задуматься.
88 ГИАП базировался на полевом аэродроме Долгие Буды (в 40 км северо-западнее Обояни, южный фас Курской дуги). Продвижение немцев на этом направлении было остановлено 6 июля – именно в этот день Горовец совершил свой подвиг.
Хронология такова.
Горовец в составе группы истребителей Ла-5 (по разным данным, от 10 до 15) под командованием капитана Мишустина (17 личных побед и 8 в группе, майор; умер в 1999 г.), вылетел на прикрытие наших войск в район Курасовка – Владимировка - Зоринские Дворы - Ольховатка - Кочетовка. Расстояние от аэродрома – 40-50 км, подлетное время порядка 10 мин.
Продолжительность полета самолета Ла-5 на крейсерской скорости – 50 минут. При ведении воздушного боя – не более 40. Значит, на воздушный бой – теоретически - остается 20 минут. Но!
В 19 часов 40 минут, когда кончилось время патрулирования, эскадрилья повернула на обратный курс. Это означает, что в самолеты на тот момент имели горючего всего на 20 минут полета (10 минут на перелет до аэродрома + 10 минут – экстренный резерв) на крейсерском режиме. Горовец и его ведомый младший лейтенант Василий Рекунов шли замыкающими.
Из рапорта Рекунова (младший лейтенант не вернулся из боевого вылета 12.08.1943) следует, что в какой-то момент он погнался за одиночным "мессером", и потерял ведущего из вида.
Согласно общепринятой версии, на самолете Горовца не работало радио, поэтому он не мог сообщить о дальнейших событиях, или позвать на помощь. Заметив в воздухе группу "юнкерсов", старший лейтенант принял решение атаковать их в одиночку, и в результате последовательно сбил девять самолетов противника; в некоторых источниках упоминается, что последний самолет Горовец сбил тараном, после чего сам был сбит парой подоспевших истребителей противника. "Лавочкин" упал во дворе одного из домов деревни Зоринские Дворы. О результатах боя старший лейтенант не мог сам доложить из-за неработающего радио; победы зачли по докладу наземных войск.
Перечислим достоверно известные факты.
1. Бой от начала и до конца с воздуха никто не наблюдал.
2. Горовец вообще ничего не сообщил о бое (радио не работало).
3. После боя Горовца сочли пропавшим без вести и отправили соответствующее извещение родным.
4. Самолет Горовца никто даже не пытался искать, хотя он упал на занятой нашими войсками территории – его откопали лишь в 1957 (!) году трое местных жителей.
5. По докладу наземных войск подразделения ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи) ОБЯЗАНЫ были отправить поисковые отряды для розыска упавших немецких самолетов. Обязаны, но не отправили? Или не нашли? В первом случае – налицо должностное нарушение – но за него никто не ответил, во втором – победы Горовцу не могли быть зачтены (согласно действовавшему на тот момент Положению, должно было быть два независимых подтверждения – например, от наземных войск и частей ВНОС)
6. Всего ВВС РККА 6 июля 1943 года на Курской дуге заявили о 32 сбитых Ju 87. Еще несколько записаны на счет зенитной артиллерии.
7. По немецким документам, 6.07.1943 потеряно сбитыми 5 Ju 87 (все – из StG 77 Immelman), еще 5 – поврежденными. Причем все - из разных отрядов и в разных местах.
1./StG.77 Ju 87D3 W.Nr.11012 сбит зенитный огонь, экипаж погиб
2./StG.77 Ju 87D3 W.Nr.1481 сбит возгорание мотора (?)
2./StG.77 Ju 87D3 W.Nr.100072 10% зенитный огонь
3./StG.77 Ju 87D3 W.Nr.110341 80% воздушный бой
4./StG.77 Ju 87D3 W.Nr.1279 15% воздушный бой
5./StG.77 Ju 87D3 W.Nr.110324 сбит воздушный бой, экипаж погиб
6./StG.77 Ju 87D3 W.Nr.110346 15% зенитный огонь
8./StG.77 Ju 87D3 W.Nr.100016 сбит зенитный огонь, экипаж пропал без вести
9./StG.77 Ju 87D3 W.Nr.31100 25% зенитный огонь
9./StG.77 Ju 87D3 W.Nr.2445 10% воздушный бой (таблица отсюда).
Обстоятельства гибели еще одного самолета – буксировщика планера из Verb.Kdo.4 - удалось точно идентифицировать: его сбил младший лейтенант Худов из 867-го ИАП.
Некоторые выводы
1. Представляется крайне маловероятным, чтобы в самом начале сражения, имея достаточно свежие и полнокровные бомбардировочные части, немцы использовали сборные (из разных штаффелей) авиачасти.
2. Горовец должен был обладать невероятной меткостью, чтобы сбить пушечным огнем 8 самолетов (На Ла-5 2 пушки по 200 снарядов, стреляющие залпом; получается одна двухсекундная очередь на каждый сбитый самолет - исключительная точность!). Однако за предыдущие 74 боевых вылета он сбил лишь два самолета противника и два – повредил.
3. Имея горючего на 10 минут боя, старший лейтенант Горовец мог догнать и последовательно сбить 9 самолетов противника только в том случае, если бы они не пытались улететь, и дожидались его на месте. И только в таком случае наземный наблюдатель смог бы увидеть все 9 побед.
Иными словами, нет никаких документальных свидетельств, подтверждающих официальную версию гибели старшего лейтенанта Горовца. Кроме того, нет и косвенных фактов в ее пользу.
Однозначно можно утверждать только одно: 6 июля 1943 года Александр Горовец вел воздушный бой в районе деревни Зоринские дворы, в результате которого пал смертью храбрых.