Найти тему
Рон Кумпан

Валерий ЗЕЛЕНОГОРСКИЙ: «Я заложник красот Армении!»

Не так давно в МКДЦ "Дом Москвы" с большим успехом прошли "Пионерские чтения". Несмотря на кажущееся советско-детское название, это вполне взрослые чтения, организуемые российским литературным журналом “Русский пионер”. Среди постоянных участников “чтений” и колумнистов журнала знаковые для России люди: актеры Иван Охлобыстин и Леонид Ярмольник, глава Russia Today Маргарита Симоньян, писатель Виктор Ерофеев, режиссеры Павел Лунгин, Федор Бондарчук и другие замечательные личности. В Доме Москвы одним из “чтецов” был писатель, арт-директор и продюсер Валерий Зеленогорский, представивший эссе из своей книги “Ноктюрны и состояния”.

— Валерий Владимирович, это далеко не первое ваше посещение Армении, не так ли?

— Да, действительно: в первый раз встреча с Армении произошла сорок лет назад в столичном полку Ереванского гарнизона.

— Чем именно рядовому Зеленогорскому (Гринбергу) запомнилась Армении, Ереван?..

— Театр имени Сундукяна, в частности — баня недалеко от него, стадион Раздан и ежедневный вид на Арарат, от которого захватывало дух.

— Сравнивая ту Армению и эту, что бы вы отметили?

— Я не пытался сравнивать две Армении, народ Армении и тогда и сегодня остался у меня в голове цельным, чистым и с большим достоинством, общественный строй, мне кажется здесь не при чем.

— Увы, с вашими произведениями, равно как с трудами многих других современных российских писателей, в Армении знакомы не многие… В этом смысле Дом Москвы — пожалуй, единственный перешеек, посредством которого мы можем хоть как-то общаться. Интересно, как родилась идея проведения тут «Пионерских чтений» и как вы к ней отнеслись?

-2

— Я благодарен Дому Москвы и лично директору — Армине Гургеновне Тютюнджан за возможность встретиться с самим собой, через сорок лет. Народы общаются друг с другом не только посредством книг, гастролей и культурного обмена, есть связь личностная и человеческие контакты, которые были, есть и всегда будут.

— Чем запомнился вам ереванский зритель?

— Очень тонкие, интеллигентные люди, чувствующие слово, умеющие слушать и слышать.

— Выедем из столицы — что вам понравилось за ее пределами?

— Я здесь не буду оригинален, но меня всегда камни волнуют меньше людей, а люди в Ереване и за его пределами абсолютно так же прекрасны и так же глубоки, независимо от их социального положения и уровня образования. Люди — лучший ресурс Армении, а пейзаж и камни вечны, тут он нас мало что зависит.

— После посещения Армении у вас родились «Уроки Армении», с которыми мы непременно вскоре познакомим читателя. Вопрос продюсеру: есть какие-то свои идеи новых встреч с ереванцами?

— Я лично готов встречаться с читателями Армении в любое время, если меня пригласят, я буду рад любой встрече с любой аудиторией, мне в Армении хорошо дышится и пишется.

-3

— Ваше творчество представлено как в реальном пространстве, так и в виртуальном. Что для вас интернет?

— Интернет и прочие девайсы и гаджеты для меня не более чем инструмент для сочинения текстов, Интернет-зависимости у меня нет, это просто средство и способ распространения информации и возможность общения между людьми преодолевая расстояния, границы и прочие преграды.

— В ваших произведениях не последнее место занимает ненормативная лексика. Столь ли она необходима и почему?

-4

— Ненормативная лексика, не цель моих сочинений, но если кто-то из моих героев употребляет подобные слова, то не стоит представлять их кисейными барышнями, есть правда жизни, а в литературе хочется видеть живых людей во всем их разнообразии.

— Вы собираетесь приехать в Армению, чтоб здесь начать работу над новым произведением. Как по-вашему, в чем магнетизм Армении?

— Да, мне захотелось перезимовать в Армении. Про магнетизм я ничего не скажу, но привлекательность этих мест очевидна, и я часто думаю об этом. На счет планов я скажу так, мне хочется написать нечто, но я не Толстой и не Томас Манн, я планов не строю, получится — хорошо, не выйдет, напишут другие, вдохновленные Арменией. Я уже ЗАЛОЖНИК ее красот...