В 2018 году коллекция Национальной Галереи Лондона пополнилась работой Артемизии Джентилески. Её популярность растёт прямо пропорционально росту феминистского движения.
Кроме того, что Артемизия — редкий для XVII века художник прекрасного пола и первая женщина в Академии живописного искусства Флоренции, она ещё и жертва изнасилования и несправедливости со стороны мужчин: отец хотел выдать её замуж за насильника, чтобы смыть позор с семьи. Но оказалось, что насильник уже женат.
Кстати, оба — и отец Орацио, и виновник несчастий Агостино Тасси – художники:
В общем, немудрено, что Артемизия прочим сюжетам предпочитала деяния великих женщин и их же страдания. На автопортрете из Лондонской Галереи и на ещё одном — из Уффици — Артемизия запечатлела себя с атрибутами святой Катерины Александрийской, христианской великомученицы и покровительницы града Екатеринбурга.
В начале четвёртого века эта по преданию образованнейшая женщина пришла в храм в день жертвоприношения и призвала императора Максимина Дазу отречься от языческих богов и обратиться к Богу христианскому. Максимин натравил на неё сначала философов (их пришлось казнить, потому что Катерина оказалась умнее), потом жену с военачальником (Катерина обратила их в христианство), потом мастеров по части пыток.
Катерине показали ноу-хау императорских умельцев: утыканные металлическими остриями колёса, которые, будучи на одной оси, вращались в разные стороны. Их, правда, применить не успели — ангел, спустившийся с небес, разрушил орудие пытки. А тут ещё и супругу императора казнить пришлось — она призналась в том, что Катерина обратила её в христианство. И военачальника казнили, и 200 воинов — по той же причине.
Эволюция святых Екатерин с XVI по XIX век:
После всех этих расстройств Максимину ничего не оставалось, кроме как взять Катерину в жёны. Но она отказалась, и ей отрубили голову.
К чему это я? К тому, что персонаж этот для автопортрета Артемизии Джентилески более чем подходящий. Самопрезентация в образе святой Катерины недвусмысленно даёт понять, что Артемизия думает о себе и об отношении современных мужчин к женщине. Левую руку она изящно опустила на шипованное колесо, а в правой держит перо — символ мученичества.
Посмотрите на других женщин, пострадавших от мужских рук, в исполнении Артемизии Джентилески:
Читайте также: