Найти в Дзене
Зарина Асфари об искусстве

Почему Артемизия Джентилески ассоциировала себя со святой мученицей Катериной?

В 2018 году коллекция Национальной Галереи Лондона пополнилась работой Артемизии Джентилески. Её популярность растёт прямо пропорционально росту феминистского движения.

Кроме того, что Артемизия — редкий для XVII века художник прекрасного пола и первая женщина в Академии живописного искусства Флоренции, она ещё и жертва изнасилования и несправедливости со стороны мужчин: отец хотел выдать её замуж за насильника, чтобы смыть позор с семьи. Но оказалось, что насильник уже женат.

Кстати, оба — и отец Орацио, и виновник несчастий Агостино Тасси – художники:

В общем, немудрено, что Артемизия прочим сюжетам предпочитала деяния великих женщин и их же страдания. На автопортрете из Лондонской Галереи и на ещё одном — из Уффици — Артемизия запечатлела себя с атрибутами святой Катерины Александрийской, христианской великомученицы и покровительницы града Екатеринбурга.

Артемизия Джентилески. Автопортрет в образе святой Катерины Александрийской. 1. Ок 1615-1617. Национальная галерея, Лондон. 2. 1616. Уффици, Флоренция
Артемизия Джентилески. Автопортрет в образе святой Катерины Александрийской. 1. Ок 1615-1617. Национальная галерея, Лондон. 2. 1616. Уффици, Флоренция

В начале четвёртого века эта по преданию образованнейшая женщина пришла в храм в день жертвоприношения и призвала императора Максимина Дазу отречься от языческих богов и обратиться к Богу христианскому. Максимин натравил на неё сначала философов (их пришлось казнить, потому что Катерина оказалась умнее), потом жену с военачальником (Катерина обратила их в христианство), потом мастеров по части пыток.

Аверс и реверс монеты времён правления Максимина Дазы. 312 год. Источник: ancientcointraders.com
Аверс и реверс монеты времён правления Максимина Дазы. 312 год. Источник: ancientcointraders.com

Катерине показали ноу-хау императорских умельцев: утыканные металлическими остриями колёса, которые, будучи на одной оси, вращались в разные стороны. Их, правда, применить не успели — ангел, спустившийся с небес, разрушил орудие пытки. А тут ещё и супругу императора казнить пришлось — она призналась в том, что Катерина обратила её в христианство. И военачальника казнили, и 200 воинов — по той же причине.

Эволюция святых Екатерин с XVI по XIX век:

После всех этих расстройств Максимину ничего не оставалось, кроме как взять Катерину в жёны. Но она отказалась, и ей отрубили голову.

К чему это я? К тому, что персонаж этот для автопортрета Артемизии Джентилески более чем подходящий. Самопрезентация в образе святой Катерины недвусмысленно даёт понять, что Артемизия думает о себе и об отношении современных мужчин к женщине. Левую руку она изящно опустила на шипованное колесо, а в правой держит перо — символ мученичества.

Посмотрите на других женщин, пострадавших от мужских рук, в исполнении Артемизии Джентилески:

Читайте также: