Граждане Туркменистана, занимающиеся челночной торговлей, пожаловались на произвольные изъятия товаров на таможне. Об этом 2 сентября сообщило издание «Хроника Туркменистана».
По словам собеседников издания, они ездят в Иран за газированными напитками, детским питанием, куриными яйцами, подушками, носками, моющими средствами. Особой популярностью пользуется Coca Сola, завод по производству которой в Туркменистане закрылся, а глава местного представительства Гектуг Гезиток, по неподтвержденным данным, в феврале 2019 года покончил с собой. Челноки покупают напиток в Иране за сумму, эквивалентную 9 манатам, продают владельцам туркменских магазинов за 14 манатов, а те выставляют бутылки на прилавок по цене от 15,5 манатов. Таким образом, для челнока заработок с каждой бутылки составляет 5 манатов ($1,4 по официальному курсу).
Но недавно, по словам челноков, таможенники объявили, что отныне ввезти в Туркменистан можно не более четырех бутылок Coca Сola за раз. «Излишек» они забирают себе. Никаких документов о новых ограничениях таможенники не предъявляют. «Когда-то в наших краях были басмачи, бравшие с проходящих караванов бакшиш, а то и просто грабили их. Теперь эту функцию исполняют туркменские таможенники», — заявил один из челноков, проживающий в поселке Яшлык.
Собеседники журналистов подчеркивают, что занимаются челночной торговлей из-за отсутствия каких-либо альтернатив. Большинство из них потеряли нормальную работу и не могут найти новую. Ввоз товаров из-за рубежа — единственный способ кормить свои семьи, который они смогли найти.
Различные ограничения на челночный бизнес налагаются в Туркменистане регулярно. Тем не менее, этот способ заработка не теряет популярности. Наблюдатели отмечают даже, что благодаря челнокам и попыткам борьбы с ними в стране несколько оживилась туристическая отрасль. Раньше туристические фирмы обслуживали лишь редких иностранцев, прибывающих в Туркменистан, и богатых туркмен, выезжающих на отдых за рубеж. Но после того, как в 2013 году был запрещен безвизовый проезд в Узбекистан для жителей приграничных районов, турфирмы начали массово делать визы для челноков.